29.12.2014
Редакция Naked Science
1 733

Самые важные научные достижения 2014 года

3.9

Комета Чурюмова-Герасименко и посадка на нее, лечение сахарного диабета, спутник Сатурна Энцелад и океан на нем, эликсир молодости и многое другое - самые важные научные достижения 2014 года

посадка на комету

Посадка на комету

Ведущие научные издания сходятся на том, что горячо обсуждаемая посадка зонда «Филы» на комету Чурюмова-Герасименко и стала самым значимым достижением года.

Напомним, что миссия Европейского космического агентства «Розетта» была запущена еще в 2004 году, а в 2014-м, то есть через 10 лет полета, прибыла, наконец, к конечному пункту назначения — комете 67Р/Чурюмова-Герасименко, находящейся в 400 млн км от Земли.

Посадка на комету зонда «Филы» не обошлась без некоторых проблем (не сработал двигатель на жидком азоте и гарпуны с ледовыми якорями), тем не менее зонд все-таки «прикометился».

Ученые смогли сделать цветные фотографии Чурюмова-Герасименко, а главное — провести измерения изотопного состава воды. Последние позволили сделать поистине сенсационный вывод: долгопериодические кометы семейства Юпитера из пояса Койпера, по всей видимости, не являются источником земной воды. Это означает, что теория о том, что вода на нашу планету была занесена кометами, вероятно, неверна. Но у подобных теорий остаются еще и астероиды внутренней Солнечной системы, которые все-таки могли стать источником земной воды. Если когда-нибудь выяснится, что это не так — ученым, скорее всего, придется признать, что вода на Земле была изначально, с самого момента ее зарождения.

Посадочный модуль “Филы” / ©Flickr

Генетический алфавит

Все организмы, живущие на нашей планете, используют один и тот же генетический код, который состоит из букв А, Т, G и C, обозначающих азотистые основания. Комбинации этих «букв» определяют синтез двадцати аминокислот — строительных кирпичиков белков. В этом году ученые из Института Скриппс добавили к генетическому алфавиту еще две буквы — X и Y.

Таким образом, комбинации этих букв теперь позволят синтезировать не 20, а 172 аминокислоты для строительства белков. Причем ученым уже удалось создать (!) бактерии с таким расширенным генетическим кодом. Пока, правда, эти бактерии не способны размножаться, но о том, какие невиданные перспективы могут сулить дальнейшие исследования в этой области, говорить не приходится: вероятно, это создание новых микроорганизмов и лечение неизлечимых заболеваний.

Схема молекулы ДНК / ©Flickr

Внеземные океаны

Поиск воды на других планетах (или их спутниках), особенно в жидком состоянии, является одной из самых важных целей всевозможных космических миссий. Это и понятно, ведь наличие воды в жидком состоянии может предполагать наличие внеземной жизни.

О том, что на спутнике Сатурна — Энцеладе (так же, как и на спутнике Юпитера — Европе) существует подледный океан, ученые, как известно, подозревали давно. Но именно в этом году были опубликованы результаты обработки данных гравитационной съемки, сделанной аппаратом Cassini с 2010 по 2012 год. Благодаря им ученые смогли однозначно заявить: под толщей (30-40 км) льда Энцелада находится соленый океан жидкой воды.

Позже подобный океан был обнаружен и на другом спутнике Сатурна — Титане, но вода в нем настолько соленая, что ученые сомневаются, что там может выжить хоть что-то живое. А вот в водных недрах Энцелада, по мнению исследователей, вполне могут жить, по крайней мере, бактерии — по сути, инопланетяне.

Спутник Сатурна – Энцелад / ©Flickr

Средство Макропулоса

Эликсир молодости ищут не только давно, но и постоянно. Многие философы и алхимики еще с давних времен полагали, что большую роль здесь играет кровь. И были не так уж далеки от истины — в этом году специалисты Стэнфордского университета выяснили, что «молодая» кровь действительно решает многое.

Их эксперименты показали, что при переливании плазмы молодых мышей мышам-старичкам у последних значительно улучшается память и способности к обучению. Правда, ученым пока неизвестно, какое именно вещество плазмы столь благотворно влияет на «престарелых» мышей, но определенные особенности результатов экспериментов позволяют сделать предварительный вывод: по-видимому, это какой-то белок.

Разумеется, ни о каких экспериментах на людях речи пока не идет, но при благоприятных результатах подход стэнфордских исследователей, возможно, станет настоящим лекарством, которое сможет продлить интеллектуальную жизнь человека, навсегда покончив с проявлениями возрастного слабоумия.

У больных Альцгеймера появился шанс / ©Flickr

Лечение сахарного диабета

Больные сахарным диабетом составляют действительно гигантскую цифру, если говорить о ней в мировом масштабе — на сегодняшний день это около 350 млн человек. Порядка 10% из них больны сахарным диабетом I типа — в основном это подростки и очень молодые люди (пик заболеваемости приходится на возраст 10-15 лет). Причины этого аутоиммунного заболевания толком неизвестны до сих пор, поэтому часто диагноз сахарный диабет I типа в свое время означал смертный приговор, который «приводился в исполнение» не сразу, но неизбежно.

После появления генно-инженерного инсулина жизнь таких людей почти не отличается от жизни всего остального человечества, за исключением того, что больные сахарным диабетом I типа вынуждены повсюду носить с собой инсулин и делать каждодневные инъекции. Но в этом году специалистам из Гарварда удалось вырастить из эмбриональных стволовых клеток человека бета-клетки, которые способны вырабатывать инсулин. Прежде чем разработать технологию внедрения подобной схемы в организм человека, необходимы дополнительные исследования, однако, когда они будут завершены — у всех диабетиков I типа, возможно, появится шанс навсегда избавиться от своего заболевания.

Есть надежда, что в будущем сахарный диабет I типа будет побежден / ©Flickr

Супермощные компьютеры

В 2014 году одновременно несколько групп ученых создали компьютерные чипы, способные, вероятно, произвести новую техническую революцию.

Это исследователи из Стэнфордского университета, создавшие чип Neurocore, группа из Гейдельбергского университета с чипом HICANN и исследователи IBM Research — чип TrueNorth. Все эти творения, подобно нашему мозгу, оснащены множеством «нейронов» и «синапсов», поэтому способны показывать ошеломляющие результаты при столь же ошеломляюще малом энергопотреблении (чипы, созданные до этого, могли выполнять сверхсложные задачи, однако энергия, которую они потребляли при этом, в тысячи раз превышала энергозатраты, используемые человеческим мозгом при аналогичных задачах).

В основном к таким задачам относятся те, за которые ответственно правое полушарие нашего мозга, — обработка сенсорных сигналов от многочисленных датчиков и распознавание образов. Отметим, что с задачами левого полушария (ответственного за аналитическое мышление) успешно справляются обычные компьютеры.

Самые мощные компьютеры до сегодняшнего дня занимали большие площади потребляли много энергии / ©Flickr

Манипулирование воспоминаниями

При использовании оптогенетических методов (оптогенетика — очень молодой и чрезвычайно перспективный метод биологического исследования) исследователям из Калифорнийского университета впервые удалось начисто стереть из памяти условный рефлекс крысы, который был предварительно создан у нее с помощью удара током.

Но этого мало — после проведенного «форматирования» ученым удалось вновь записать в мозг несчастной крысы тот же рефлекс. Разумеется, о подобных манипуляциях с памятью в отношении человека речи пока не идет, но кто знает — может быть, когда-нибудь кинофильмы «Вспомнить все» или «Люди в черном» вовсе не покажутся нам фантастикой.

Кадр из к/ф “Вспомнить все” / ©Flickr

Роботы атакуют?

О компьютерах, которые удалось сделать значительно умнее с меньшими энергозатратами, мы уже упоминали. Но поумнели и роботы. В этом году было создано программное обеспечение, которое позволяет роботам взаимодействовать друг с другом без какого-либо контроля со стороны человека. Тысячи роботов размером с пятикопеечную монету смогли самостоятельно сформировываться в буквы, примитивные фигуры и т. п. элементы.

Многие полагают, что все это может стать первым шагом воплощения в жизнь и сюжета фильма «Терминатор».