Армения vs Азербайджан: о военно-воздушном потенциале — Naked Science
16 минут
Редакция

Армения vs Азербайджан: о военно-воздушном потенциале

Не так давно конфликт между Арменией и Азербайджаном разгорелся с новой силой. Так что многие эксперты задаются вопросом: кто же сильней? И сейчас мы рассмотрим потенциалы военно-воздушных сил обеих стран региона.

Ми-8
Вертолет Ми-8 ВВС Армении

Новое и старое оружие

В наших прошлых материалах мы провели аналогию между военным потенциалом российских и турецких ВВС, а также оценили боевые возможности Военно-воздушных сил Украины. Теперь пришла очередь поговорить о военном потенциале Армении и Азербайджана.

Войны на руинах СССР периодически вспыхивают тот тут, то там. Однако всех их объединяет одно – наличие огромных арсеналов советского оружия. Танки, бронетранспортеры, БМП, РСЗО, самолеты и вертолеты – все это было создано еще в СССР, и очень много техники осталось в новообразованных республиках. Но мы не будем детально рассматривать то, как делили оружие после распада СССР. Лучше проанализируем текущий боевой состав авиации двух государств.

ВВС Армении:

Штурмовики: около 15 (Су-25)

Ударные вертолеты: около 10 (Ми-24)

Многоцелевые вертолеты: около 20 (Ми-8, Ми-9, Ми-2) ВВС Азербайджана:

Многоцелевые истребители: 16 (МиГ-29)

Истребители-перехватчики: около 20 (МиГ-25)

Фронтовые бомбардировщики: 2 (Су-24)

Истребители-бомбардировщики: 5 (Су-17)

Штурмовики: 34 (Су-25)

Ударные вертолеты: около 50 (Ми-24, Ми-35)

Многоцелевые вертолеты: около 40 (Ми-8, Ми-17, Ми-2)

Мы не учитывали военно-транспортную авиацию, учебные самолеты и ряд других ЛА. Однако общая картина уже видна. Если по части штурмовиков стороны еще можно сравнить, то в случае с истребителями это вообще не представляется возможным. У Армении есть лишь один истребитель-перехватчик МиГ-25ПД, который сейчас находится на хранении. Здесь также нужно учесть, что азербайджанская техника новее – многое из того, что есть сейчас, было модернизировано в 2000-е годы. Пожалуй, самый лучший пример – это ударные вертолеты Ми-24G. Они были модернизированы совместными усилиями южноафриканцев из ATE и украинских компаний. Вертолет получил новую телекамеру, теплопеленгатор и лазерный дальномер-целеуказатель. Все это позволяет применять противотанковые управляемые ракеты Ingwe днем и ночью в любых метеоусловиях.

Ми-24G / ©Wikipedia  

Есть у азербайджанцев и авиатехника новой постройки: например, поставленные Россией в 2014 году вертолеты Ми-35М. По сути, Ми-24G, как и Ми-35М, – глубоко модернизированные советские Ми-24. Однако в сравнении с ранними версиями эти вертолеты получили принципиально новые возможности. Они, например, могут эффективно действовать как днем, так и ночью.

Такие «вертушки» – очень серьезная техника по меркам СНГ. К примеру, Украина, которая воюет на Донбассе и, казалось бы, должна вкладывать деньги в перевооружение армии, ничего подобного не имеет. А вот у России есть такие вертолеты, как Ка-52 и Ми-28Н. Но не стоит забывать, что и финансовые возможности у РФ другие. А еще страна имеет полный цикл сборки боевых вертолетов, в то время как другие государства СНГ могут лишь закупать такую технику за рубежом или модернизировать советские образцы (и то не самостоятельно).

Хватает у азербайджанцев и армян и старой техники. Те же штурмовики Су-25 были грозным оружием в конце 80-х, но сейчас их будет тяжело эффективно использовать в бою. Современных прицельных средств эти самолеты не имеют, а арсенал состоит преимущественно из неуправляемых бомб и ракет. Так что летчик должен сам выискивать цели на земле и атаковать их неуправляемым оружием. С учетом рельефа местности их вряд ли вообще удастся эффективно применять. Для сравнения, война на Донбассе, можно сказать, велась в «чистом поле», но и здесь эффективность Су-25 оказалась низкой, а потери украинских штурмовиков были весьма значительными. С другой стороны, Су-25 можно модернизировать, сделав его аналогом американского A-10. При этом нужно учесть один важный аспект, который дает преимущество Азербайджану: у этой страны много израильских БПЛА, таких как Heron TP и Elbit Hermes 450. Они могут выполнять ударные или разведывательно-ударные функции. У Армении беспилотники тоже есть, но их намного меньше.

Су-25 / ©Wikipedia  

Такая большая разница в оснащении Вооруженных сил обусловлена экономикой. У Азербайджана есть нефть, и углеводороды составляют примерно 88,2 % всего экспорта республики. Армении приходится тяжелее. Приведем пример: в 2013 году азербайджанцы потратили на вооружение 3,7 млрд долларов. Чтобы было понятно, расходная часть всего армянского госбюджета в том же году составила 2,6 млрд долларов.

Теория и практика

Означает ли вышесказанное полное превосходство Азербайджана? Не стоит торопиться с выводами, ведь преимущество в воздухе может ничего и не дать (здесь опять невольно вспоминается конфликт на Донбассе). К тому же у армян есть системы ПВО. Страна имеет пять батальонов С-300В (по некоторым данным С-300ПС), а кроме того, имеются многочисленные ЗРК малой дальности, такие как С-125 и «Оса». Но едва ли не большей проблемой для азербайджанцев могут оказаться переносные зенитные ракетные комплексы: у Армении много ПЗРК «Игла» и «Стрела-2».

ВВС Азербайджана не самые профессиональные. А без опыта подавить мощную ПВО будет очень тяжело, даже имея полное господство в небе. В этой связи вспоминается сбитый недавно армянами Ми-24, потерю которого Азербайджан признал с неохотой.

Этот вертолет был сбит из обычного ручного противотанкового гранатомета, что говорит либо о низкой выучке экипажа винтокрылой машины, либо о высоком профессионализме того, кто вел огонь. Возможно и простое везение (или невезение – это смотря какую сторону представлять), но этот вариант менее вероятен. Если вспомнить 90-е, мы увидим, что Азербайджан нес весьма ощутимые потери во время Карабахского конфликта. К 1993 году сообщалось о потере одного МиГ-21, одного МиГ-23, двух Су-25, двух МиГ-25РБ, одного МиГ-25П и трех Л-29. Итого десять боевых машин. Авиация Армении показала себя лучше: в 1993 году боевых потерь зафиксировано не было.

Ми-24 ВВС Армении / ©Airforce  

Мнение специалиста

Портал Naked Science взял интервью у участника Карабахской войны, отставного летчика ВВС Армении, подполковника Мартиросяна М. Р. Расскажите немного о себе. Сколько лет Вам тогда [первая военная кампания в НКР] было?

В каком звании Вы были? Какое училище оканчивали и как вообще оказались на войне?

– Мне было 26 лет. Оканчивал Саратовское высшее военное училище летчиков. После развала СССР остался в Армении и участвовал в формировании ВВС страны. В то время было подготовлено достаточное количество летчиков. Я сначала был командиром экипажа – затем командиром звена и заместителем командира в/ч по летной подготовке в звании капитана.

В 26 лет? Впечатляет. Некоторые в 26 лет только начинают жить отдельно от родителей.

(Смеется и отвечает на телефонный звонок)

– Простите, разговаривал с племянником. Он сейчас на границе как раз. Узнавал, как там обстановка и как у него дела.

И как у него дела? Перемирие сохраняется?

– Дела хорошо, по телефону особо ничего не сообщает, нельзя. О том, как там сейчас тяжело, можно только догадываться. По разговору и голосу чувствую высокий боевой дух ребят. Именно благодаря этому мы всегда брали верх над противником.

Какие боевые задачи Вам приходилось решать чаще всего, и с какими основными трудностями Вы при этом сталкивались?

– Чаще всего мы занимались переброской войск, грузов, оружия и боеприпасов, а также перевозили раненых и опергруппы. В основном мы обеспечивали продвижение наших войск и эффективное ведение боевых действий. Единственная трудность заключалась в отсутствии времени для полноценной подготовки личного состава, так как летчиков в то время было мало. Отсутствие опыта мы быстро восполнили непосредственно в бою.

Как Вы оцениваете потенциал противника?

– Любая техника, даже самая современная, в неумелых руках – это кусок железа. Выводы можно сделать только по тому, что последний вертолет ВВС Азербайджана был сбит 18-летним солдатом из обычного гранатомета. Это свидетельствует о довольно низкой боевой подготовке пилотов. Они не участвовали в войне и не знают, что это такое. А разницу в количестве самолетов и вертолетов мы восполняем современными средствами ПВО и опытом.

ВВС Азербайджана в ППД / ©Google  

Карабахская война 90-х вообще оказалась для Азербайджана чрезвычайно сложной. Если Армения и НКР потеряли убитыми около 6 тыс. человек, то Азербайджан лишился по меньшей мере 11 тыс. военнослужащих. Так что наличие у одной из сторон новой техники может никак не сказаться на исходе конфликта. Здесь можно вспомнить недавний вооруженный конфликт в Йемене, где имеющая современное западное оружие Саудовская Аравия несла серьезные потери в боях с шиитскими повстанцами, которые были вооружены намного хуже. Для победы в современной войне нужно не только новое оружие, но и культура его применения. Иными словами, системный подход, которым может похвастаться далеко не каждая страна.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Комментарии

Написать комментарий
4 часа назад
52 минуты
Александр Березин

Решение Совета по космосу РАН повременить с созданием сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну звучит странно. Куда откладывать лунную ракету, когда в США средство полета туда отправится в космос уже в 2022 году? Если присмотреться к ситуации внимательно, все еще хуже. Starship — не просто ракета для полетов к Луне и Марсу, а технологическое решение, которое навсегда перевернет военно-политический баланс на Земле. Попробуем разобраться, откуда у «Роскосмоса» такое нежелание посылать людей в дальний космос и как прорывной проект Илона Маска может оказаться дорогой к настоящей Звезде Смерти.

Вчера, 15:51
5 минут
Ольга Иванова

Не потерять — в буквальном смысле. Ведь как всем известно, самки этих насекомых нередко промышляют тем, что откусывают голову (и другие части тела) самцам сразу после или даже во время спаривания. Ученые из Новой Зеландии выяснили, что мужские особи одного из видов богомолов могут применять определенную тактику для того, чтобы защититься от нападения агрессивной самки.

5 часов назад
7 минут
Василий Парфенов

Говоря об атмосферном электричестве люди, как правило, подразумевают привычные грозовые либо полумифические шаровые молнии. Однако на большой высоте, над облаками, изредка наблюдаются иные разряды не до конца ясной природы. Специальное оборудование на МКС зафиксировало одно из таких явлений и приблизило ученых к пониманию так называемых ионосферных молний.

16 января
5 минут
Илья Ведмеденко

Россия подняла в небо группу из шести военно-транспортных самолетов Ан-124-100. Такие тренировки позволяют отработать переброску на большие расстояния личного состава воинских подразделений.

18 января
5 минут
Василий Парфенов

В московском аэропорту Жуковский произошло ЧП: за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился новейший отечественный авиалайнер МС-21-300. Он проходил испытания, во время которых имитировали прерванный полет из-за отказа одного двигателя.

16 января
9 минут
Василий Парфенов

Специалисты по информационной безопасности нашли пренеприятнейшую особенность ОС Windows 10. Ее штатный драйвер файловой системы NTFS при определенных условиях реагирует крайне деструктивным образом — критически повреждает главную файловую таблицу MFT. Вызвать такое его поведение можно огромным количеством способов: от создания подготовленной веб-страницы до отправки картинок, файлов и документов жертве.

4 января
2 минуты
Илья Ведмеденко

В России приступили к летным испытаниям нового Ту-214. По имеющимся данным, речь идет о третьем и заключительном экземпляре Ту-214ПУ, изготовленном по контракту от 2017 года.

6 января
42 минуты
Александр Березин

Попытки нашей страны создать замену сверхмассовому биплану советской эпохи терпят неудачи вот уже тридцать лет. Причина проста: кризис легкомоторной авиации в целом. Когда-то самая передовая часть авиастроения сегодня застряла на решениях большой древности — и без резкого изменения всей концепции "летающего такси" так и не увидит заметных результатов.

4 января
7 минут
Василий Парфенов

Наступление Мирового океана на сушу, как правило, связывают с глобальным потеплением. Однако испанские геологи описали еще одну проблему, которая только усугубляет ситуацию. Они подсчитали, что из-за проседания почв территория, на которой проживает 19% населения Земли, окажется ниже уровня моря уже к 2040 году.

[miniorange_social_login]
Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: