29.01.2016
Редакция Naked Science

Выращен способный к размножению самец мыши без мужской Y-хромосомы

Ученые успешно заменили у лабораторных мышей-самцов считавшуюся неотъемлемой частью мужской генетики Y-хромосому, сохранив при этом их способность производить потомство.

2592225325_8b085ebb3e_b
©Wikipedia / Автор: Андрей Чернов

В традиционной науке считается, что большинство млекопитающих располагает двумя типами хромосом – X и Y. У самцов находятся X- и Y-хромосомы, а у самок – две X- хромосомы (есть, конечно, и исключения). Однако недавний эксперимент поставил под сомнение необходимость Y-хромосомы для развития мужского организма и воспроизводства потомства. Как сообщает Eurek Alert, ученые из Гавайского университета в Гонолулу обнаружили, что для репродукции из этой хромосомы необходимы всего два гена: Sry и Eif2s3y. В ходе эксперимента с самцами мышей они заменили у них Y-хромосому экспрессией (увеличением) этих генов.

Позже у оставшихся без главной мужской хромосомы мышей были взяты образцы половых клеток, которые, будучи помещенные в яйцеклетку, принесли потомство. При этом ученые отмечают, что потомки родились здоровыми, самостоятельными и способными продолжать род уже без научного вмешательства. Впрочем, по словам исследователей, отказ от Y-хромосомы годится лишь для искусственного оплодотворения, в то время как в естественных условиях она играет важную роль в развитии зрелого сперматозоида. Однако эксперимент позволил ученым заявить о том, что в геномах заложены «резервные стратегии» развития, «молчащие» в обычных обстоятельствах, но способные неожиданно проявить себя.