29.01.2016
Редакция Naked Science

Физики нашли способ увидеть плащ-невидимку

Физики обнаружили, что плащ-невидимка, над разработкой которого сейчас трудятся ученые, при определенных обстоятельствах станет очень хорошо видимым.

Как пишет Phys.org, исследование, ставящее под сомнение эффективность футуристической маскировки, ученые из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана опубликовали в журнале Physical Review A. В статичном состоянии плащ-невидимка может помочь достичь идеальной невидимости. Однако в движении, по мнению физиков, он может стать видимым, если носящий его объект достигнет скорости около тысячи метров в секунду (для сравнения: скорость звука составляет 331 м/с).

Произойдет это, по словам ученых, из-за того, что технология плащей-невидимок основана на преломлении световых волн. И используют они для этого определенную частоту, диапазон излучения, названный «оперативным». Высокая скорость будет его менять. Кроме того, движение будет менять направление света, что даст ему дополнительный сдвиг. Это явление очень похоже на известный эффект Доплера, при котором частота звуковых и световых колебаний, воспринимаемых наблюдателем, зависит от скорости и направления движения источника волн и наблюдателя относительно друг друга.

При этом физики допускают, что при «правильном» падении света на объект – определенном совпадении факторов – негативные эффекты будут взаимоуничтожаться, и плащ теоретически станет идеально невидимым. Впрочем, термин «идеальный» здесь вряд ли подойдет, поскольку предполагается, что сам обладатель плаща как раз будет видеть объекты.

Напомним, сегодня технологию плаща-невидимки разрабатывают ученые в разных странах. В России в конце минувшего года группа специалистов из МФТИ и Института теоретической физики имени Л. Д. Ландау РАН предложила для этих целей двумерный метаматериал из серебряных элементов, необычно преломляющий свет.