Вымершие энанциорнисы могли летать не хуже современных птиц - Naked ScienceNaked Science
14.11.2018, 08:07
Naked Science

Вымершие энанциорнисы могли летать не хуже современных птиц

Останки энанциорниса, представителя процветавшей, но вымершей вместе с динозаврами группы птиц, опровергают гипотезу об их гибели.

image_6602e-mirarce-eatoni

Непосредственными предками современных птиц были покрытые перьями ящеры-тероподы, родственные тираннозаврам. Этот путь начался еще 150 миллионов лет назад, и ко времени Мел-палеогенового вымирания (около 65 миллионов лет назад) на планете существовали разнообразные линии птиц. Судя по количеству дошедших до нас палеонтологических свидетельств, десятки миллионов лет подряд среди них доминировали энанциорнисовые, анатомия которых сильно отличалась от современных — веерохвостых. Энанциорнисы же вымерли: по одному из предположений, из-за слабых способностей к полету более совершенные птицы их просто вытеснили.

Однако авторы новой статьи, опубликованной в журнале PeerJ, ставят эту гипотезу под сомнение. Джесси Аттерхольт (Jessie Atterholt) и ее коллеги исследовали останки энанциорниса Mirarce eatoni, жившего незадолго до Мел-палеогенового вымирания, около 75 миллионов лет назад. Это была довольно крупная, размером с современного ворона, птица, ее почти полный (за исключением черепа) скелет обнаружили в штате Юта в 1992 году. И некоторые свойства ее анатомии указывают на возможные неточности представлений о неловком полете древних энанциорнисов. Об этом говорит и мощный костный киль, к которому крепятся мышцы крыла, и форма вилочковой кости, также напоминающая ее у современных, великолепно летающих птиц.

Самой красноречивой находкой стали «узелки» на плечевых костях, аналогичные разрастаниям костей у обычных птиц в местах дополнительного крепления килевых перьев. Все это, по мнению авторов, свидетельствует о том, что энанциорнисы вряд ли летали хуже современных птиц, — и снова ставит вопрос о причинах их вымирания. Возможно, правы авторы не так давно высказанной идеи о том, что их погубили «древесный» образ жизни и привязанность к лесам,  которые массово уничтожались в пожарах глобального катаклизма Мел-палеогенового вымирания.

Аномальное вращение газа в активном центре далекой галактики подсказывает решение загадки раннего рождения сверхмассивных черных дыр.