Выход растений на сушу отнесли на 100 млн лет дальше в прошлое — Naked Science

Выход растений на сушу отнесли на 100 млн лет дальше в прошлое

Новая работа британских ученых относит появление первых растений на суше к кембрийской эпохе, более 500 млн лет назад.

cooksonia

Около четырех миллиардов лет континенты Земли были заселены в лучшем случае редкими микроорганизмами. Настоящую революцию сухопутной жизни начали растения. Древнейшие их следы на суше датируются возрастом 420 млн лет, и считается, что примерно тогда состоялся их выход из воды, отделение высших растений от водорослей, а затем – их разделение на мхообразные и сосудистые.

Однако авторы новой статьи опирались не на палеонтологическую летопись, а на данные «молекулярных часов». Этот метод оценивает различия в составе нуклеиновых кислот и белков разных организмов, которые накопились за долгое время их параллельной эволюции, после расхождения от последнего общего предка. В статье, представленной журналом Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые относят момент выхода растений на сушу еще на 100 млн лет в прошлое.

Профессор Бристольского университета Филипа Донохью (Philip Donoghue) и его коллеги считают палеонтологические свидетельства «слишком редкими и неполными» для надежной датировки того невероятно далекого события. Однако до сих пор генетические исследования затруднялись отсутствием общепринятых представлений об отношениях между основными группами высших (сухопутных) растений – мхами и сосудистыми, – а также о скорости их эволюции и этапах появления ключевых изменений в строении.

Поэтому на сей раз ученые рассмотрели сразу все альтернативные возможности и датировки. Компьютерные модели позволили рассмотреть влияние на ход «молекулярных часов» тех или иных отношений между высшими растениями и водорослями, различные моменты появления сосудистых и т. п. В результате наиболее вероятным сценарием оказался выход растений на сушу еще в кембрии, более 500 млн лет назад, и эволюция высших сосудистых растений – начиная с ордовика или силура, около 420 млн лет назад.

В 1989 году советские астрономы пришли к выводу: у астероидов есть спутники. Это было четвертое в истории астрономии открытие нового класса объектов в Солнечной системе. Оно изменило наши представления о том, как формировалась Луна, спутники других планет – да и система в целом. Однако у истории есть чувство юмора: об этом открытии советских астрономов практически никто не знает. Naked Science первым из СМИ пробует восполнить этот пробел — в том числе впервые публикует электронную копию самой работы об открытии двойных астероидов.