22.01.2014
Редакция Naked Science

Волны над Венерой

В агрессивной атмосфере Венеры обнаружены необычные облачные волны, которые создает ветер, сталкиваясь с неприступными горами близ северного полюса планеты.

Venus_Express_wave_trains

Несмотря на свое громкое имя, при ближайшем рассмотрении Венера отнюдь не выглядит красавицей. Это чрезвычайно негостеприимный мир: острые скалы и мощные вулканы поднимаются над покрытой горячей лавой поверхностью, ядовитая атмосфера клубится серными облаками, а температура так высока, что расплавила бы свинец. Постоянные ветры достигают скорости в 300 и даже 400 км/ч.

Европейский зонд Venus Express работает в почтительном отдалении от всей этой красоты ? на орбите около планеты. А не так давно, наблюдая за поведением венерианской атмосферы, аппарат обнаружил в ней «гравитационные волны». Не стоит путать их со знаменитой «рябью на ткани пространства-времени», которую астрофизики пытаются обнаружить уже не одно десятилетие.

В атмосфере гравитационные волны возникают тогда, когда сильный ветер сталкивается с крупными геологическими образованиями (такими, как гора, вулкан или высокий склон обширного кратера). Выбрасываясь вверх, поток воздуха быстро поднимается до более спокойных слоев атмосферы. Здесь он остывает, образуя облака, форма которых определяется движением самого потока. Такие облака образуют неплохо видимую упорядоченную волнистую структуру.

Окрестности северного полюса Венеры на снимках орбитального зонда Venus Express. Направления движения облачных волн показаны стрелками. Красный цвет соответствует длинным волнам, оранжевый ? средним, зеленый ? коротким, синий ? нерегулярным

©ESA/Venus Express/VMC/A. Piccialli et al., 2014

Как показали наблюдения Venus Express, гравитационные волны в облаках Венеры, в основном, концентрируются у высоких северных широт ? особенно над землей Иштар, обширным горным регионом, имеющим размеры примерно с Австралию. Гора Максвелла ? высочайшая вершина этого венерианского «континента» ? достигает 11 км, а облачные гравитационные волны появляются на еще большей высоте, около 60-70 км. Ученые условно разделили их по форме и облику на длинные (с фронтом в несколько сотен километров и длиной волны 7-17 км), средние (фронт более 100 км и длина волны от 8 до 21 км), короткие (фронт в десятки километров) и нерегулярные.

Влияние сложной топографии земли Иштар на формирование облачных волн в атмосфере сперва было предсказано теоретически. Впервые их заметили здесь еще в 2012 году, теперь же европейским физикам удалось получить снимки высокого разрешения, с помощью камеры VMC, расположенной на борту зонда. Гравитационные волны в облаках были обнаружены, в общей сложности, на 300 снимках.