Волны над Венерой — Naked ScienceNaked Science
22.01.2014, 06:40
Naked Science

Волны над Венерой

В агрессивной атмосфере Венеры обнаружены необычные облачные волны, которые создает ветер, сталкиваясь с неприступными горами близ северного полюса планеты.

Venus_Express_wave_trains

Несмотря на свое громкое имя, при ближайшем рассмотрении Венера отнюдь не выглядит красавицей. Это чрезвычайно негостеприимный мир: острые скалы и мощные вулканы поднимаются над покрытой горячей лавой поверхностью, ядовитая атмосфера клубится серными облаками, а температура так высока, что расплавила бы свинец. Постоянные ветры достигают скорости в 300 и даже 400 км/ч.

Европейский зонд Venus Express работает в почтительном отдалении от всей этой красоты ? на орбите около планеты. А не так давно, наблюдая за поведением венерианской атмосферы, аппарат обнаружил в ней «гравитационные волны». Не стоит путать их со знаменитой «рябью на ткани пространства-времени», которую астрофизики пытаются обнаружить уже не одно десятилетие.

В атмосфере гравитационные волны возникают тогда, когда сильный ветер сталкивается с крупными геологическими образованиями (такими, как гора, вулкан или высокий склон обширного кратера). Выбрасываясь вверх, поток воздуха быстро поднимается до более спокойных слоев атмосферы. Здесь он остывает, образуя облака, форма которых определяется движением самого потока. Такие облака образуют неплохо видимую упорядоченную волнистую структуру.

Окрестности северного полюса Венеры на снимках орбитального зонда Venus Express. Направления движения облачных волн показаны стрелками. Красный цвет соответствует длинным волнам, оранжевый ? средним, зеленый ? коротким, синий ? нерегулярным