17.04.2014
Редакция Naked Science

В ближайшие годы появится система для выращивания овощей на Марсе

Ученые установили, что почва на Марсе может быть пригодна для выращивания продовольственных культур. Ожидается, что полная система для выращивания овощей на Красной планете появится в течение ближайших десяти лет.

b5aa3cc5-8ade-4779-964a-8b85f7a3950b_wiegersmarstomaatjes_570x427
©Wikipedia / Автор: Михаил Григорьев

Эколог Вигер Уомлинк (Wieger Wamelink) из Вагенингенского университета в Нидерландах считает, что почва на Красной планете может быть пригодна для выращивания продовольственных культур. В рамках необычного эксперимента Уомлинк в течение 50 дней изучал рост 14 сортов растений на почве, имитирующей марсианскую.

Американское космическое агентство NASA изготавливает искусственную марсианскую почву на основе вулканических пород, добытых на Гавайях.

Ученый к своему удивлению обнаружил, что растения росли хорошо, а некоторые даже зацвели.

Я ожидал, что процесс не продвинется дальше проращивания, а большинство растений погибнет из-за нехватки питательных веществ.

Вигер Уомлинк (Wieger Wamelink) из Вагенингенского университета в Нидерландах

Оказалось, что искусственная марсианская почва содержит гораздо больше питательных веществ, чем предполагалось. Наряду с фосфором и оксидом железа в ней нашли очень важный для растений азот.

Нам нужно будет научиться производить продукты питания не только в земных условиях, если мы хотим осваивать космос и жить на других планетах. Это требует знаний о системах культивирования растений, которые будут функционировать даже в условиях Марса.

– Лео Марселис (Leo Marcelis), коллега Уомлинка, советник проекта Mars One

Ученый отмечает, что установка такой системы жизнеобеспечения на Марсе окажется весьма проблематичной. Помимо почвы для растениеводства необходимы и другие не менее важные условия. Так, к примеру, при низкой гравитации могут возникнуть проблемы с поливом ? пустить воду вниз к корням будет сложно.

Всего в ходе эксперимента была изучена реакция 14 растений на почву, имитирующую марсианскую

©Wageningen University

Малая сила тяжести может привести к сложностям с газообменом (поглощением CO2 и производством кислорода) растений – они начнут расти медленнее и испарять меньше воды.

Ожидается, что растения на Марсе будут выращиваться в закрытых помещениях, которые, вероятно, будут оснащены светодиодными лампами. Правда ученые пока не установили, какой цвет будет благоприятнее для их роста. Кроме того, специалисты не знают, откуда взять столько электричества. В планах у Уомлинка ? тесты некоторых систем культивирования, разработанных для Марса, на Земле.

Марсианская почва состоит из вулканических пород. Так что если мы поймём, как можно вырастить растения при подобных условиях, мы сможем заниматься растениеводством на сложных почвах Земли. Исследование поможет найти более эффективные способы доставки воды, газа и питательных веществ. Важной частью проекта также является развитие высоких технологий, автоматизация и оптимизация систем выращивания, разработка датчиков, которые постоянно будут отслеживать потребности растений, а также решение проблем низкой освещённости.

– Вигер Уомлинк

По мнению авторов данного исследования, проживание на Марсе может стать реальным, только если людям удастся производить какие-то продукты питания в условиях далёкого мира, что в свою очередь значительно дешевле постоянной доставки пищи с Земли.

Я убеждён, что Вагенингенский университет сможет разработать полную систему для выращивания овощей на Марсе в течение ближайших десяти лет.

Вигер Уомлинк