10.02.2015
Редакция Naked Science

В центре Млечного Пути обнаружены следы темной материи

Обычная барионная материя, из которой сложены все привычные нам предметы – от звезд и туманностей до людей и компьютеров – составляет лишь около 4% нашей Вселенной.

Впятеро больше приходится на темную материю, таинственную субстанцию, которая практически не взаимодействует с «нашей реальностью». Она не поглощает, не отражает и не преломляет свет, не вступает ни в слабое, ни в сильное субатомные взаимодействия и проявляется лишь как «скрытая масса», притягивающая обычное вещество.

Притяжение это огромно: считается, что именно темная материя «дирижирует» динамикой крупномасштабной структуры Вселенной, управляет эволюцией галактик и скоплений. Она образует колоссальные тяжи и сгустки, а между тем до сих пор не удается зарегистрировать никаких прямых свидетельств ее существования. Возможно, шагом к этому эпохальному открытию станет новая работа европейских ученых из обсерватории ESO.

Дело в том, что астрофизики до сих пор спорят о том, как распределяется темная материя в нашем Млечном Пути. Одни считают, что она образует своего рода внешнюю скорлупу, гало, окружающее галактику; другие полагают, что значительные ее количества имеются и в центре. Похоже, что правы были вторые: судя по данным недавней работы, темной материи в активном центре Млечного Пути предостаточно.

Ученые изучили собственные скорости движения звезд в разных областях нашей галактики и показали, как они меняются с изменением расстояния от центра. Эти данные были использованы для моделирования Млечного Пути с учетом современных представлений о количестве обычной материи в нем. Авторы показали, что, если не включать в расчет притяжение темной материи, результаты его резко не совпадут с наблюдаемыми скоростями звезд.

Единственный способ добиться согласия модели и наблюдений – ввести воздействие значительных количеств темной материи, присутствующей в центре Млечного Пути. Возможно, теперь многие попытки ее обнаружить будут направлены не к далеким мирам, а непосредственно в центр нашей галактики.

Глава российского космического ведомства Дмитрий Рогозин призвал рассмотреть идею создания Евразийского космического агентства. В качестве примера он назвал ЕКА.

Угроза распространения опасных штаммов бактерий, которые обитают в больницах, постоянно растет. Многие виды стафилококков вырабатывают устойчивость к антибиотикам и способны вызывать заболевания у людей. Ученые Пермского Политеха, Института экологии и генетики микроорганизмов и Института технической химии УрО РАН получили новое антибактериальное соединение, которое сможет эффективно бороться с микроорганизмами.