Ученые выяснили, как змеехвостки видят без глаз — Naked Science

Ученые выяснили, как змеехвостки видят без глаз

Ничего похожего на оптическую систему вроде той, что есть у людей, у змеехвосток нет. Более того, нет даже мозга, однако они различают свет и тень. Международная группа биологов выяснила, как им это удается.

d41586-018-01065-7_15407576

Чтобы видеть, необязательно иметь глаза. Морское иглокожее офиура, или змеехвостка, вида Ophiocoma wendtii – близкая «родственница» морской звезды – сканирует морское дно с помощью множества светочувствительных клеток, расположенных по всему телу. Система этих клеток совсем не похожа на глаза, заключают зоологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Мозга у офиуры нет, есть только пять конечностей, сходящихся в центре мягкого тела. Однако, несмотря на отсутствие мозга и глаз, она чувствует свет и уползает от него, причем делает это довольно ловко: животное чувствует тень на расстоянии до 40 сантиметров.

Ранее считалось, что офиура чувствует свет благодаря размещенным вдоль всего скелета кристаллоподобным структурам, которые работают как один большой глаз. Предполагалось, что кристаллы фокусируют свет на нервных узлах, позволяя животному чувствовать переходы света и тени.

Однако внимательное изучение кристаллов показало, что они не имеют никакого отношения к зрению животного. Нервные клетки офиуры располагались не под, а между кристаллами и не могли служить приемниками сфокусированного света.

Зато ученые обнаружили под кожей конечностей офиуры множество клеток, содержащих фоточувствительные рецепторы. Этих клеток не было в центральной части тела животного. Располагались они вплотную к нервным клеткам, поэтому ученые предположили, что именно они ответственны за «зрение» животного.

Способны ли офиуры воспринимать формы объектов, вопрос до сих пор открытый, однако промежуточные результаты экспериментов, которые проводят авторы статьи, указывают на то, что эти иглокожие «видят» не только свет и тень, но и различают формы объектов. Механизм взаимодействия между нервными клетками офиуры и клетками со светочувствительными рецепторами, пока неясен, но ученые собираются разобраться в нем в ближайшее время.

Офиуры – не единственные существа, которые видят без глаз; похожую стратегию выработали многие другие примитивные беспозвоночные. Отсутствие необходимости посылать сигнал в мозг, а затем обратно позволяет сэкономить время и улучшить реакцию. Этой идеей могут заинтересоваться робототехники и разработчики алгоритмов распознавания образов, независимых от центра обработки данных.