Ученые выяснили, как жуки-навозники ориентируются по звездам — Naked Science

Ученые выяснили, как жуки-навозники ориентируются по звездам

Ученые выяснили, как жуки-навозники ориентируются, используя карту звездного неба.

0_e0fde_ad7b94f9_orig

О том, что жуки-навозники ориентируются по звездам, известно не первый год. Ранее представляющие Университет Лунда (Швеция) ученые выяснили, что эти насекомые используют в целях навигации хорошо заметный «рукав» Млечного Пути. Жуков поместили в лабораторные условия, где им предстояло доставить навозный шарик в нужное место. Ученые пытались выяснить, как именно ориентируются насекомые.

Используя специальную методику, от их взора закрывали поочередно то Солнце, то Луну. Оказалось, что жук-навозник прекрасно обходится без этих светил, а вот рукав нашей Галактики ему необходим для нормальной ориентации. Если его «спрятать», то насекомое начинает «петлять» или ходить кругами. Этот вывод намного важнее, чем кажется на первый взгляд, ведь жук-навозник – это единственное живое существо, которое использует такой способ ориентации в пространстве. Земные объекты ему для этого абсолютно не нужны.

Между тем до последнего времени ученые не могли понять, как именно это происходит. Теперь же ученый Базиль эль-Джунди (Basil el Jundi) и его коллеги нашли ответ на этот вопрос. Оказалось, что жук «фотографирует» звездное небо во время «танца» на навозном шарике. Фрагменты остаются в памяти насекомого, и оно использует их для создания карты. «В некотором смысле «танец» выполняет функцию затвора камеры: когда этот затвор срабатывает, захватывается «изображение», которое помещается на хранение в память насекомого», – говорит Базиль эль-Джунди.

«Танец» навозника / ©YouTube

Навозники-землерои или навозники являются семейством жуков, большую часть которых относят к подсемейству Bolboceratinae, насчитывающему примерно 500 видов. Всего же ученые выявили более 600 видов навозников, относящихся к 68 родам.

В рацион питания разных видов могут входить грибы или помет животных, который также служит пищей для личинок. Отметим, что навозники являются полезными «санитарами», а кроме того, выполняют роль почвообразователей.

Ранее, напомним, другая команда ученых из шведского Уппсальского университета представила результаты исследования природы гомосексуальности на примере крохотных жучков Callosobruchus maculatus. Выяснилось, что чем более склонными к однополым отношениям были особи мужского пола, тем плодовитее оказывались самки жуков. На основании этого был сделан вывод, что отвечающие за гомосексуальное поведение гены не исчезают из-за того, что могут быть полезны в некоторых случаях.