Ученые впервые выяснили точный состав человеческих фекалий - Naked ScienceNaked Science
14.07.2016, 06:02
Naked Science

Ученые впервые выяснили точный состав человеческих фекалий

Микрофлора фекалий содержит не только бактерии, но и вирусы, грибы и даже археи.

3031943-poster-p-shutterstock141074011

Фекальная трансплантация – пересадка образцов фекалий от здорового донора больному – позволяет восстановить состав кишечной микрофлоры и считается одним из новейших и простых методов лечения множества заболеваний. О его перспективах говорит статистика: по данным, которые приводят авторы новой статьи, опубликованной журналом PLoS Biology, вплоть до 2010 г. было опубликовано менее 10 исследований на эту тему, но только за прошлый год – больше 200.

Показано, что таким путем можно избавить людей от воспалительных колитов; от смертельно опасной диареи после применения мощной терапии антибиотиками; от синдрома воспаленного кишечника и болезни Крона – состояний, которые прежде были крайне тяжелыми в лечении, а то и неизлечимыми вовсе. Однако широкое применение фекальной трансплантации наталкивается не только на естественные сомнения врачей и пациентов, но и на банальное незнание множества важных деталей в этой «неприличной» области.

В частности, мы до сих пор плохо понимаем число и состав содержащихся в фекалиях бактерий, а также вирусов и других организмов. Этот вопрос совместно со своими коллегами изучил профессор Университета Вандербильта Сет Борденштейн (Seth Bordenstein). Ученые провели поиск доступной научной литературы и суммировали собранные данные, обнаружив поразительное разнообразие фекальной микрофлоры здорового человека.

По подсчетам ученых, на каждый грамм сухой массы приходится порядка 100 млрд бактериальных клеток, а также 100 млн архей (особой, большой и чрезвычайно древней группы микроорганизмов, которые сегодня населяют в основном сложные для обитания «экстремальные» ниши, где отсутствует кислород) и 10 млн вирусных частиц. Кроме того, в том же грамме можно обнаружить около миллиона колоноцитов – эпителиальных клеток, выстилающих слизистую оболочку кишечника, – порядка миллиона клеток дрожжей и других микроскопических грибов.

Авторы работы считают, что присутствие и роль этой «небактериальной» микрофлоры крайне важны для медицинских эффектов фекальной трансплантации. Вклад вирусов, который вносят в работу ЖКТ археи и грибы, еще предстоит выяснить. «Работа только началась, – говорит профессор Борденштейн. – И ее питает новое представление о микробиоме, благодаря которому мы понимаем, что практически каждый участок растения или животного служит пристанищем целой коллекции микроорганизмов, играющих существенную и прежде неоцененную роль в здоровье, эволюции и поведении».