Ученые впервые создали 3D-модель грудной клетки неандертальца

Ученые впервые создали 3D-модель грудной клетки неандертальца

Она опровергла стереотип о сгорбленных пещерных людях: спина палеоантропа оказалась прямой.

Международная группа ученых из США, Испании и Израиля работала вместе над воссозданием грудной клетки неандертальца по останкам его скелета. Посчитав реальное моделирование слишком трудоемким и опасным для костей, ученые решили создать виртуальную копию. Полученный результат опроверг устоявшийся стереотип о горбатой спине и рассказал о том, как дышали неандертальцы. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

По словам авторов, изучение грудной клетки необходимо, чтобы понять, как дышали неандертальцы, как они двигались и какая активность в их образе жизни преобладала. Профессор антропологии Патрисия Крамер (Patricia Kramer), участвовавшая в исследовании, также добавила, что знание о способах адаптации неандертальцев поможет лучше понять, как наш собственный вид приспосабливался к внешним условиям в ходе эволюции.

В работе ученые использовали наиболее полный скелет неандертальца — Kebara 2, — в котором присутствуют все важные кости, за исключением черепа. Его нашли в 1983 году в известняковой пещере Кебара на севере Израиля. По оценкам археологов, останкам от 59 до 64 тысяч лет.

Два года назад та же команда ученых сконструировала 3D-модель позвоночника этого скелета. Тогда исследование опубликовали в книге «Human Paleontology and Prehistory». В последней работе специалисты учитывали созданную ранее модель и сочетали ее с новой. Дабы создать достоверную форму, авторы воспользовались компьютерным томографом, который позволил им отсканировать кости с максимальной точностью. Сканирование прошли позвонки и все доступные фрагменты ребер. Руководитель исследования Асье Гомес-Оливенсия (Asier Gomez-Olivencia) рассказал о сложностях, с которыми столкнулась команда в ходе работы:

«В процессе реконструкции нам доводилось виртуально «разрезать», а затем перестраивать деформированные участки грудной клетки. Чтобы восстановить другие, отсутствующие части, приходилось следовать зеркальному отображению смежной половины».

Сравнение грудных клеток: Kebara 2 и современного мужчины / ©Nature Communications

В результате ученые обнаружили, что у неандертальцев позвоночник располагался в грудной клетке глубже, чем у современных людей, что вынуждало их ходить с более прямой спиной. Однако они имели поясничный изгиб, очень похожий на тот, каким обладаем мы сегодня. Их ребра располагались в более горизонтальной плоскости, чем наши. Кроме того, грудная клетка расширялась книзу, что свидетельствует о мощной диафрагме и большом объеме легких.

По мнению авторов, эти открытия ставят лишь еще больше вопросов. Для чего неандертальцам требовались мощные легкие? Помогало ли им это в движении? Насколько способствовала или мешала эта особенность приспосабливаться к новым условиям среды? В будущем они собираются ответить на эти вопросы.

Ранее исследователи из Йоркского университета (Великобритания) проанализировали останки 35 неандертальцев и обнаружили, что те выживали после легких и тяжелых травм, что свидетельствует о развитых лечебных практиках того периода.