02.03.2017
Редакция Naked Science

Ученые рассказали про «ветер» черной дыры

Международная команда астрофизиков описала то, как происходит нагрев и остывание материи, расположенной вокруг черной дыры. Речь идет о галактике IRAS 13224-3809.

Черные дыры – далекие и загадочные космические объекты, о которых мы знаем чрезвычайно мало. Они ничего не излучают, следовательно, их нельзя рассмотреть с Земли или при помощи космических телескопов. Между тем предположить наличие черной дыры можно, исследуя рентгеновское излучение, рождающееся в ее окрестностях. Вещество, находящееся вблизи черной дыры, однако еще не «провалившееся» в нее, образует т. н. аккреционный диск. Из него формируется своего рода воронка, материя разогревается и ярко светится во всем спектре.

Сейчас международная команда астрофизиков смогла отследить, как происходит нагрев и остывание материи, двигающейся вокруг черной дыры. При помощи космических телескопов XMM-Newton и NuSTAR ученые рассмотрели галактику IRAS 13224-3809, расположенную в созвездии Центавра. Считается, что в ее центре находится сверхмассивная черная дыра.

Исследователи и раньше предполагали, что черная дыра порождает космический «ветер», оказывающий воздействие на материю, окружающую ее. Теперь были получены новые важные данные. По словам представляющей Калифорнийский технологический университет в Пасадине Фионы Хэррисон (Fiona A. Harrison), удалось впервые наблюдать стремительную смену температуры окрестностей черной дыры.

Воздействие являющегося газовой материей космического «ветра» ведет к высвобождению гигантского количества энергии в межзвездную среду. За счет этого очищается пространство, которое окружает центр галактики. Для объекта IRAS 13224-3809 71 скорость «ветра» достигает тысячи километров в секунду. Ученые полагают, что их выводы позволят больше узнать о процессах, происходящих в аккреционных дисках.

Ранее, напомним, сообщалось об обнаружении «невозможной» черной дыры, не вписывающейся в современные теоретические модели.