09.02.2017
Редакция Naked Science

Ученые рассказали о странном похоронном ритуале первых европейцев

Историки описали особенности похоронного ритуала кроманьонцев, живших на территории современной Италии. Это одна из самых древних погребальных традиций Homo sapiens.

living_together

Представляющий Университет Монреаля Жульен Риль-Сальваторе (Julien Riel-Salvatore) и его коллеги проводили раскопки в большой пещере Арене Кандиде (Северная Италия). Ранее здесь была захоронена группа взрослых кроманьонцев, а также их детей: эти люди жили на стыке граветтской и эпиграветтской культур (поздний палеолит). При изучении ранее найденного «мусора» ученые обратили внимание на множество мелких кусков гальки. Некоторые из них содержали следы охры – минеральной краски. Экспертов заинтересовало и то, что многие были целенаправленно разбиты.

Данные особенности побудили ученых проанализировать другие стоянки кроманьонцев. И в ряде случаев исследователи обнаружили похожие «залежи» камней со следами охры. Риль-Сальваторе и его коллеги полагают, что речь идет об одном из самых древних известных науке похоронных ритуалов Homo sapiens. Галька, по мнению ученых, выполняла роль кисти, с помощью которой на тело усопшего наносились узоры. После этого «кисти» разбивали на части, при этом наименее пострадавшая половина отправлялась вместе с покойником в загробный мир.

Доказательством этой теории могут послужить верования, которые мы можем наблюдать сейчас у людей, живущих в первобытно-общинном строе. Речь идет об африканских и амазонских племенах. Для них орудие труда нередко выступает в качестве «живого» объекта. Поэтому для кроманьонцев ритуальное «убийство» такого объекта могло быть неким способом отправить его в загробный мир вместе с умершим человеком.

Если выводы ученых верны, то получается, что такого рода традиции у первых европейцев появились значительно раньше, чем было принято считать. Эти выводы чрезвычайно важны, так как позволяют больше понять о культурном превосходстве ранних Homo sapiens над неандертальцами.

Ранее, напомним, другая группа ученых рассказала о преимуществе, которое кроманьонцы имели перед неандертальцами и которое, возможно, позволило им победить в эволюционной борьбе.