Ученые рассказали о странном похоронном ритуале первых европейцев

Исследователи описали особенности похоронного ритуала кроманьонцев, живших на территории современной Италии. Это одна из самых древних погребальных традиций европейских Homo sapiens.

Представляющий Университет Монреаля Жульен Риль-Сальваторе (Julien Riel-Salvatore) и его коллеги проводили раскопки в большой пещере Арене Кандиде (Северная Италия). Ранее здесь была захоронена группа взрослых кроманьонцев, а также их детей: эти люди жили на стыке граветтской и эпиграветтской культур (поздний палеолит). При изучении ранее найденного «мусора» ученые обратили внимание на множество мелких кусков гальки. Некоторые из них содержали следы охры – минеральной краски. Экспертов заинтересовало и то, что многие были целенаправленно разбиты.

Данные особенности побудили ученых проанализировать другие стоянки кроманьонцев. И в ряде случаев исследователи обнаружили похожие «залежи» камней со следами охры. Риль-Сальваторе и его коллеги полагают, что речь идет об одном из самых древних известных науке похоронных ритуалов Homo sapiens. Галька, по мнению ученых, выполняла роль кисти, с помощью которой на тело усопшего наносились узоры. После этого «кисти» разбивали на части, при этом наименее пострадавшая половина отправлялась вместе с покойником в загробный мир.

Доказательством этой теории могут послужить верования, которые мы можем наблюдать сейчас у людей, живущих в первобытно-общинном строе. Речь идет об африканских и амазонских племенах. Для них орудие труда нередко выступает в качестве «живого» объекта. Поэтому для кроманьонцев ритуальное «убийство» такого объекта могло быть неким способом отправить его в загробный мир вместе с умершим человеком.

Если выводы ученых верны, то получается, что такого рода традиции у первых европейцев появились значительно раньше, чем было принято считать. Эти выводы чрезвычайно важны, так как позволяют больше понять о культурном превосходстве ранних Homo sapiens над неандертальцами.

Ранее, напомним, другая группа ученых рассказала о преимуществе, которое кроманьонцы имели перед неандертальцами и которое, возможно, позволило им победить в эволюционной борьбе.