Ученые рассказали о речной гальке на Марсе — Naked Science
14.10.2015

Ученые рассказали о речной гальке на Марсе

На Марсе найдены камни, которые свидетельствуют о том, что на его поверхности раньше была вода.

О существовании гальки на Марсе впервые заявили в 2012 году: именно тогда марсоход Curiosity выявил на поверхности планеты камни, похожие на речную гальку, которую мы можем видеть на Земле. Были найдены как остроконечные, так и гладкие камни, некоторые из них имели почти круглую форму. Сейчас ученые полагают, что еще три миллиарда лет назад на Марсе существовали реки, которые могли переносить камни на пару десятков километров.

По словам Дугласа Джерольмака (Douglas Jerolmack) из Пенсильванского университета, даже в наше время ученые знают недостаточно о механизмах образования гальки. Поэтому специалисты отправились изучать горную реку в Пуэрто-Рико. Они прошли ее полностью, попутно занимаясь исследованием формы и размеров гальки. Все это позволило понять, как далеко вода может перенести тот или иной камень.

Затем, используя полученные данные, исследователи проанализировали фото с Марса. Ученые также создали особую модель, предполагающую анализ изменения формы и массы камня (в сравнении с его «первоначальным» состоянием). Как оказалось, те камни, которые обнаружил Curiosity, потеряли примерно 20% от общего объема за время своего «путешествия». Они преодолели весьма значительное расстояние, которое может достигать 50 км. В качестве источника камней ученые назвали кромку кратера Гейл – ударного кратера, диаметр которого составляет 154 км. Его возраст равен 3,5-3,8 млрд лет.

Сравнение результатов теории, наземных наблюдений и данных с марсохода / ©MSSS/JPL-CALTECH/NASA

Главный вывод можно сформулировать так: некогда на Марсе текли бурные реки. Между тем все эти заключения не окончательны и будут дополняться по мере новых экспериментов. Более детально об исследовании можно прочесть в издании Nature Communications.

Обнаруживший гальку марсоход Curiosity был доставлен на Красную планету в 2012 году. Этот аппарат NASA в несколько раз превосходит по размерам своих предшественников – марсоходы Spirit и Opportunity. Финансировать проект будут до осени 2016-го, после чего миссию Curiosity хотят продлить еще как минимум на несколько лет.

Одной из главных сенсаций последних лет, связанных с Марсом, стало обнаружение на его поверхности воды в жидком состоянии. Об этом недавно заявили эксперты космического ведомства США. Речь идет о темных полосах очень соленой воды, имеющих ширину несколько метров. Точнее, перед нами даже не вода с солью, а, скорее, соль с водой: гидратированный минерал, который содержит жидкость.