Ученые открыли древнего «монстра» с 50 ножками — Naked Science
27.04.2017

Ученые открыли древнего «монстра» с 50 ножками

Исследователи обнаружили ископаемые образцы древнего жвалоносного членистоногого, имеющего 50 ножек. Открытие позволит лучше понять, как эволюционировали мандибулы.

Жвалоносные считаются одной из трех и наиболее многочисленных групп членистоногих. Они разгрызают и измельчают пищу при помощи жвал – верхних парных челюстей. При этом у ученых относительно мало сведений об эволюции этого природного механизма. Заполнить пробелы в познаниях помогла находка, сделанная на территории канадского Национального парка Кутеней. Там были обнаружены ископаемые останки ранее неизвестного животного – всего 21 образец. Дальнейшее исследование показало, что речь идет об одном из первых известных науке жвалоносных. Членистоногое имело 50 веслообразных ножек, предположительно, приспособленных для передвижения в воде, два когтя и похожую на палатку раковину. Детальный отчет можно найти в Nature.

Животное назвали Tokummia katalepsis, в честь реки Токумм, проходящей через парк, а также от греческого слова, в переводе означающего «захват». «Монстр» имел пугающую внешность, но при этом был весьма небольшим: длина его составляла 10 см. Когти, вероятно, предназначались для захвата мягкотелой добычи, в том числе червей. Стебельчатые глаза находились за пределами двустворчатой раковины.

Tokummia katalepsis / ©Science and more

Первоначально специалисты рассматривали Tokummia katalepsis в качестве предка всех членистоногих, однако дальнейший анализ показал, что существо несколько «моложе». В то же время древнее членистоногое признали предком жвалоносных: находка позволяет с уверенностью говорить, что первые представители этого подтипа членистоногих появились по меньшей мере 543–490 млн лет назад, в кембрийский период. Именно с этого геологического периода начинаются палеозойская эра и весь фанерозойский эон, продолжающийся по сей день.

Ранее, напомним, другая группа ученых выявила одну интересную особенность древних членистоногих. Обнаруженные яйца трилобита позволили узнать, что эти существа могли выбрасывать гаметы – яйца и сперматозоиды – сквозь половое отверстие в голове.