Трилобиты могли откладывать яйца и оплодотворять их через голову — Naked Science
24.02.2017, 06:35

Трилобиты могли откладывать яйца и оплодотворять их через голову

Ученые впервые обнаружили яйца трилобита непосредственно с останками этого вымершего членистоногого. Судя по их расположению, трилобиты могли выбрасывать гаметы – яйца и сперматозоиды – сквозь половое отверстие в голове.

trilobite0

Долгое время трилобиты процветали в океанах палеозоя – они вымерли более 250 млн лет назад, однако останки их находятся в огромном количестве, позволяя даже сейчас идентифицировать многие тысячи видов этих морских членистоногих. Считается, что трилобиты были двуполыми: самка откладывала яйца, которые затем оплодотворял самец.

Американские палеонтологи во главе с Томасом Хегна (Thomas Hegna) из Западного университета Иллинойса, изучая останки трилобита Triarthrus eatoni, непосредственно у головы животного обнаружили несколько крошечных сфер диаметром около 200 мкм. Их удалось определить как яйца – впервые ученые видят их непосредственно на трилобите. Образец прекрасно сохранился, в ходе окаменения твердые части экзоскелета животного и яиц заместились железосодержащим минералом пиритом. Найти его удалось в стратиграфической группе Лорейн на северо-востоке США, которая содержит массу таких «пиритных» окаменелостей, относящихся к ордовикскому периоду – от 485 до 444 млн лет назад.

Окаменелые останки трилобита Triarthrus eatoni: непосредственно у головы видны несколько яиц / ©Thomas Hegna

О находке ученые сообщают в статье, опубликованной журналом Geology. В ней они пишут, что, судя по расположению яиц, трилобиты могли откладывать яйца (а самцы – выбрасывать сперму) сквозь генитальное отверстие, расположенное на голове. Так делают сегодня некоторые мечехвосты – древние морские членистоногие, которые считаются родственниками трилобитов.

Впрочем, их размножение могло быть и немного иным. Останки трилобитов нередко находят в тесной «связке» с одной особью, устроившейся поверх другой, что заставляет некоторых специалистов предполагать, что трилобиты уже освоили копуляцию вместо оплодотворения во внешней среде. Широкого распространения эта гипотеза не получила: друг на друга при размножении карабкаются и мечехвосты – самцы, соперничая за оплодотворение уже отложенного самкой яйцеклада.