12.01.2018
Редакция Naked Science
2 020

Ученые открыли 18 новых видов пауков-каннибалов

Зоологи идентифицировали новые виды «пеликановых» пауков-каннибалов, живущих на Мадагаскаре.

spider0
©Wikipedia / Автор: Visellia Orfius

Семейство архидовых (Archaeidae) – гроза всего паукообразного мира: их единственный способ питания – охота на других пауков и каннибализм. Их головогрудь сильно вытянута, как будто животное имеет настоящую отдельную голову на длинной шее, которая заканчивается такой же длины огромными челюстями. Переразвитые атакующие инструменты позволяют наносить удар с большой дистанции и под углом, а заодно делают архидовых похожими на пеликанов. На концах челюстей расположены еще и ядовитые зубы: нанеся укус жертве, пауки-убийцы удерживают ее на расстоянии своих длинных челюстей, дожидаясь, пока яд подействует.

Несмотря на крошечные размеры (не больше нескольких миллиметров), «пеликановые» пауки остаются настоящей грозой других паукообразных, обитающих бок о бок с ними в Африке, Австралии, на Мадагаскаре – остатках суперконтинента Гондваны, на котором когда-то появились и распространились архидовые. Специалистам крайне интересна эволюционная предыстория этой необычной группы, считающейся «живыми ископаемыми». Такую работу ведут зоологи Ханна Вуд (Hannah Wood) и Николай Скарфф (Nikolaj Scharff), и в самом «эпицентре» ареала архидовых пауков, на Мадагаскаре, им удалось идентифицировать сразу 18 их прежде неизвестных видов. Их ученые представили в статье, опубликованной журналом ZooKeys.

Авторы изучили многочисленные коллекции, собранные на острове прошлыми экспедициями, и систематизировали их данные, связав сотни экземпляров архидовых пауков с соответствующими условиями обитания. В общей сложности они определили и описали 26 видов «пауков-убийц», из которых 18 прежде не выделялись. Все они различаются строением и размерами челюстей, рисунком на брюшке и т. д. При этом ученые отмечают, что внешне они по-прежнему довольно близки к вымершим видам, которые обитали еще в эпоху динозавров.