25.05.2018
Редакция Naked Science

Ученые нашли у динозавров перхоть

Открытие произошло благодаря находкам, на которых сохранились корнеоциты спустя 125 миллионов лет.

Исследователи из Ирландского национального университета в Корке обнаружили среди останков древних ящеров жесткие клетки кожи, наполненные кератином, — корнеоциты. Похожими клетками сегодня обладают человек и млекопитающие с волосяным покровом. Эти частицы принято называть перхотью.

По словам ученых, во время эволюции динозавров ускоренное метаболическое развитие привело к эндотермической физиологии, как у современных птиц, что вызвало изменения в структуре кожного покрова. У ранних динозавров кожа была либо цельной оболочкой, либо состояла из крупных пластин и только в этот период начала утончаться и разделяться на мелкие чешуйки. Этот переход специалисты пронаблюдали у трех пернатых динозавров: микрораптора, бэйпяозавра и синорнитозавра.

Фосфатизированные мягкие ткани манирапторов, на которых видны чешуйки / Nature

Доктор Мария Макнамара (Maria McNamara) поделилась тем, что ее больше всего удивило в находке:

«Ископаемые клетки сохранились с невероятной детализацией — вплоть до уровня наноразмерных кератиновых фибрилл. Примечательно, что древняя перхоть почти такая же, как у современных птиц: видно даже спиральное скручивание отдельных волокон. Во время [юрского периода] произошел эволюционный взрыв пернатых динозавров и птиц. Было бы интересно увидеть доказательства того, что их кожа быстро развивалась в ответ на появившиеся перья».

Ранее палеонтологи выяснили, как огромные динозавры, весившие около тонны, не разбивали под собой яйца во время насиживания.

Социологи ТюмГУ проанализировали европейский опыт реализации концепции креативного города и пришли к выводу, что в России будет эффективнее использовать модель с акцентом на развитие человека.