06.02.2015
Редакция Naked Science
1 168

Ученые: человек продолжает эволюционировать

Исследователи полагают, что человек продолжает эволюционировать даже в наши дни. Причем эволюция идет прежними темпами.

Можно было бы предположить, что в новейшее время влияние естественного отбора уже не столь сильно, как раньше. Однако новое исследование опровергло данный тезис. Генетики вместе с эволюционными биологами проанализировали генеалогическую историю Финляндии. Они сопоставили изменения некоторых особенностей человека (рост, вес, продолжительность жизни) и мутации ДНК.

К счастью, многие финские семьи предоставили генеалогические архивы – в них содержится информация о людях, живших в XVIII веке или еще раньше. Ученые собрали данные о 10 тыс. человек: были изучены их ДНК и проанализирована информация, касающаяся их предков.

Сравнив геномы, специалисты выяснили, что от 4 до 18% вариаций в чертах жителей Финляндии XVIII-XIX веков стали следствием различных генетических мутаций, а не факторов социально-экономического характера. Конечно, влияние генетических мутаций на формирование человеческих черт может показаться незначительным, однако это не совсем так. Нечто подобное имело место и в доисторические времена, и это говорит о том, что эволюция человека не остановилась.

Ученые полагают, что в XX веке можно было наблюдать «ускорение» этого процесса. Повышение влияния естественного отбора можно объяснить тем, что в этот период факторы социально-экономического характера оказывали меньшее влияние на выбор сексуального партнера, чем в прошлые времена. Таким образом, современный человек имеет меньше ограничений в выборе партнера.

Считается, что эволюция чрезвычайно «консервативна» и используемые ею биоинженерные решения далеко не всегда отвечают требованиям своего времени. В этом смысле каждый человек является своего рода заложником предыдущих эпох. Тем не менее человек будущего может сильно отличаться от современного Homo sapiens.

По мнению шведского исследователя Элизабет Болунд (Elisabeth Bolund), влияние естественного отбора на эволюцию особенно хорошо заметно на примере нескольких последних поколений жителей Финляндии и других развитых стран.