Телескоп Hubble наблюдал взрыв сверхновой четыре раза одновременно — Naked Science

Телескоп Hubble наблюдал взрыв сверхновой четыре раза одновременно

Благодаря космическому телескопу и явлению гравитационного линзирования астрономам удалось впервые четырежды наблюдать вспышку одной и той же сверхновой.

hs-2015-08-a-web_print

Гравитационные линзы – одно из самых интересных следствий общей теории относительности и одно из наиболее ярких ее доказательств. По выкладкам Эйнштейна, любая масса, «комкая» структуру пространственно-временного континуума, заставляет свет двигаться отклоняясь от строго прямолинейной траектории. В некоторых случаях – если масса достаточно велика – это создает эффект, подобный обычной оптической линзе из обычного стекла. Изображение объекта, расположенного за такой гравитационной линзой, оказывается увеличенным и искаженным.

Подобное явление обнаруживалось в небе неоднократно, ученые видели и вытянутые серпом звезды, и «удвоенные» изображения одних и тех же объектов. Однако на этот раз астрономы наблюдали его особенно ярко: расположенное в 5 млрд световых лет от Земли скопление галактик MACS J1149.6+2223 исключительно массивно. Из-за него изображение сверхновой Refsdal, находящейся за ним в 9,3 млрд световых лет, оказалось даже не удвоенным, а «учетверенным». Вместо одной вспышки гибнущей во взрыве звезды на снимке телескопа Hubble можно видеть четыре, расположенные в форме так называемого «креста Эйнштейна».

Результаты наблюдений опубликованы в юбилейном номере журнала Sciecne, посвященном 100-летию выхода первой статьи об общей теории относительности. Авторы работы уверены, что уникальные наблюдения позволят уточнить существующие модели темной материи, таинственной субстанции, заставляющей нашу Вселенную расширяться с ускорением. В зависимости от некоторых ее свойств параметры креста Эйнштейна будут разными, поэтому детальное изучение «учетверенной» сверхновой, возможно, позволит пролить свет на загадочную темную материю.