Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
13.10.2015
Редакция Naked Science

Свекольный сок помогает альпинистам адаптироваться на высоте

Команда норвежских и шведских исследователей провела эксперимент, в ходе которого хотела выяснить, как свекольный сок, богатый нитратами, влияет на адаптацию людей на большой высоте. В итоге ученые пришли к выводу, что свекольный сок восстанавливает функцию кровеносных сосудов и уменьшает риск развития острой горной болезни.

5125127023_0921120c94_b

С тех пор, как люди начали восхождение на самые высокие горы, их основной проблемой была горная болезнь, вызванная более низким атмосферным давлением, при котором начинается кислородное голодание. Как говорит Джейсон Кларк в роли инструктора по скалолазанию Роба Холла в фильме «Эверест», человеческий организм просто не создан для работы на крейсерской высоте.

По информации портала Eurek Alert, команда норвежских и шведских исследователей решила провести эксперимент, чтобы выяснить, как свекольный сок, богатый нитратами, влияет на акклиматизацию на большой высоте. Эксперимент проходил в ходе 39-дневной экспедиции в Катманду на высоте 3,7 тысячи метров в долине Ролвалин в Непале.
Один из аспектов успешной адаптации – это когда кровеносные сосуды способны доставить достаточное количество кислорода по всему организму. Но нормальная функция кровеносных сосудов зависит от способности организма естественным путем производить соединение, называемое оксидом азота (NO).

У здоровых людей на уровне моря производство достаточного количества NO не является проблемой, однако с уменьшением кислорода на большой высоте это вызывает сложности. Вместе с тем тело имеет «резервную систему» для производства NO на высоте, и свекольный сок может помочь организму. Секретный ингредиент свекольного сока – высокий уровень нитратов. Именно их организм может преобразовать в NO.

Кроме того, как показали предыдущие исследования, кровеносные сосуды, как правило, сжимаются на большой высоте. Ученые решили посмотреть, смогут ли они улучшить функцию кровеносных сосудов участников экспедиции, просто давая им выпить свекольный сок. Данные показали: потребление свекольного сока, богатого органическими нитратами, восстанавливает уменьшенную функцию кровеносных сосудов высоко в горах.