Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
3 октября
26 960

5.1

Американские исследователи узнали, что продолжительность жизни пенсионеров зависит не столько от наличия у них хронических заболеваний, сколько от таких простых факторов, как возможность ходить в магазин за продуктами, выполнять уборку в доме, показатели мелких частиц холестерина в крови и вредные привычки, которые они имели ранее.

Ученые выявили факторы, которые определяют продолжительность жизни пожилых людей / ©Getty images

Ученые из университетов Дьюка и Миннесоты (США) изучили данные продольного исследования, начатого еще в 1980-х годах. В нем участвовали 1507 пожилых людей, у каждого из которых брали образцы крови. На момент исследования добровольцам было не менее 71 года.

Примечательно то, что образцы крови имели особенность: их взяли в период, который предшествовал повсеместному применению лекарств, таких как статины, имеющие свойство искажать результаты анализов. К тому же за участниками наблюдали в течение нескольких лет — они заполняли анкеты о своем здоровье и привычках.

Таким образом, используя преимущества прошлых исследований, ученые смогли применить к их данным современные сложные аналитические инструменты. В результате удалось определить несколько прогностических переменных, которые оказывают влияние на продолжительность жизни. Свои выводы специалисты представили в журнале EBioMedicine.

Ведущим фактором, связанным с долголетием, оказалась физическая функция человека. У пожилых она проявлялась в способности ходить за продуктами или выполнять работу по дому. А вот рака и сердечно-сосудистых заболеваний не было среди основных предикторов продолжительности жизни.

Кроме того, ученые узнали, что немалую роль в долголетии играет уровень холестерина в крови, причем не просто липопротеинов высокой плотности, а большого количества мелких частиц таких веществ: чем более высоким был их показатель, тем выше оказывались и шансы на долголетие. Авторы работы предполагают, что размер таких частиц связан с выводом из организма бактериальной токсичной молекулы, вызывающей воспаление, — эндотоксина.

Также в число факторов более долгой жизни вошло отсутствие вредных привычек в прошлом, а именно — курения. Ученые считают, что их выводы помогут медикам своевременно выделять факторы риска для пожилых людей и будут способствовать корректировке их продолжительности жизни.