Стресс и насилие ускоряют развитие девушек-подростков

Уже давно известно, что жестокое обращение может повлиять на психологическое развитие ребенка, но новые исследования показывают, что оно также влияет и на физическое развитие.

Результаты недавних исследований показывают, что девочки, подвергавшиеся сексуальному насилию в детстве, скорее всего, опередят в развитии своих более благополучных сверстниц на 8–12 месяцев, раньше достигнув половой зрелости. На таких цифрах настаивают авторы: Дженни Нолл и Идан Шалев, опубликовавшие результаты своей работы в Journal of Adolescent Health.

Для исследования были отобраны 84 девушки, подвергавшиеся сексуальному насилию в детстве, и 89 их сверстниц, избежавших подобной участи. Их половое развитие было оценено исследователями по шкале Таннера – системе числовых оценок, соответствующих физическому и половому развитию описываемого субъекта, от единицы, соответствующей предпубертатному уровню развития, до пяти — полной зрелости. В центре внимания находится развитие груди и волос на лобке, понимаемое как ключевой показатель развития.

В нашем случае исследователи, действовавшие совместно со Службой защиты детей, сформировали выборку, исключавшую, насколько это было возможно, влияние расовых, этнических и прочих посторонних факторов, не относящихся к предмету исследования. Состояние всех участниц программы фиксировалось неоднократно по мере их взросления.

В итоге исследователи пришли к выводу, что девушки, подвергшиеся сексуальному насилию в детстве, в среднем опережают своих более благополучных сверстниц на восемь месяцев по развитию груди и на год — по формированию волосяного покрова на лобке.

Приведенные сроки могут показаться незначительными, но авторы исследования думают иначе. Для них физическое и психическое развитие человека идут рука об руку и нарушения в одном месте могут привести к возникновению проблем в другом. «Высокострессовая ситуация, такая как пережитое в детстве сексуальное насилие, может привести к повышению уровня соответствующих гормонов, вынуждающих организм начать половое созревание с опережением биологических сроков», – заявляет профессор Нолл. Во взрослой жизни это может обернуться более высокой вероятностью психических расстройств и заболевания раком или чем-то еще.

«Воздействие эстрогенов в течение длительного времени может привести к преждевременному физическому развитию, что, в свою очередь, связано с раком молочной железы и яичников. Кроме того, раннее половое созревание рассматривается как источник депрессии, злоупотребления психоактивными веществами, сексуальных рисков и подростковой беременности», – констатирует Нолл.

20 окт