09.09.2014
Редакция Naked Science
1 799

Стивен Хокинг: конец света возможен

Ученый Стивен Хокинг сделал вывод, что конец света все же возможен. Причиной этому может стать эксперимент с квантовым туннелированием.

hawking

Согласно выводам исследователя, наша Вселенная может перебывать в состоянии т.н. ложного вакуума. Если так, то опыты, которые проводятся с бозоном Хиггса, могут иметь весьма негативные последствия. В частности, в результате них мир может перейти в иное, более стабильное состояние.

Метастабильное состояние может быть как ложным, так и истинным. Переход системы из одного состояния в иное подразумевает наличие флуктуаций. Такие возмущения могут перевести привычную систему в состояние, которое будет энергетически более выгодным.

Это можно продемонстрировать на примере известной задачи с ямами и шаром. Возмущения могут перекатить шар из одной ямы в другую – более глубокую. В такой яме шар будет чувствовать себя «выгодней» всего, и эта яма соответствует истинному вакууму. Остальные же являются ложными.

Впрочем, далеко не все ученые разделяют опасения, которые высказал Стивен Хокинг. Начать хотя бы с того, что для квантового туннелирования необходима энергия, которая будет равна ста миллиардам гигаэлектронвольт. В современном мире достигнуть таких показателей невозможно. Для сравнения, Большой адронный коллайдер может использовать энергию в четырнадцать тысяч гигаэлектронвольт.