Стивен Хокинг: конец света возможен

Согласно выводам английского физика, конец света может стать следствием туннелирования между двумя вакуумными состояниями Вселенной. О своих наблюдениях ученый поведал в предисловии к новой книге под названием Starmus – в нее вошли тексты, написанные знаменитыми физиками.

9 сен 2014 Илья Ведмеденко Комментариев: 1

Согласно выводам исследователя, наша Вселенная может перебывать в состоянии т.н. ложного вакуума. Если так, то опыты, которые проводятся с бозоном Хиггса, могут иметь весьма негативные последствия. В частности, в результате них мир может перейти в иное, более стабильное состояние.

Метастабильное состояние может быть как ложным, так и истинным. Переход системы из одного состояния в иное подразумевает наличие флуктуаций. Такие возмущения могут перевести привычную систему в состояние, которое будет энергетически более выгодным.

Это можно продемонстрировать на примере известной задачи с ямами и шаром. Возмущения могут перекатить шар из одной ямы в другую – более глубокую. В такой яме шар будет чувствовать себя «выгодней» всего, и эта яма соответствует истинному вакууму. Остальные же являются ложными.

Впрочем, далеко не все ученые разделяют опасения, которые высказал Стивен Хокинг. Начать хотя бы с того, что для квантового туннелирования необходима энергия, которая будет равна ста миллиардам гигаэлектронвольт. В современном мире достигнуть таких показателей невозможно. Для сравнения, Большой адронный коллайдер может использовать энергию в четырнадцать тысяч гигаэлектронвольт.

Подпишись на нашу рассылку лучших статей за неделю.

Загрузка...