Специалисты предлагают ввести в школьную программу колористическую грамотность — Naked Science
ТюмГУ

Специалисты предлагают ввести в школьную программу колористическую грамотность

Сотрудники кафедры искусств ТюмГУ считают, что в школах необходимо ввести основы колористической грамотности. Это объясняется тем, что в системе дополнительного образования возрос интерес к повышению уровня художественного воспитания детей, формированию у них творческого потенциал

Специалисты предлагают ввести в школьную программу колористическую грамотность

Известно, что цвет является важнейшим средством выразительности и применяется практически во всех видах пластических искусств. Понятие «колористика» трактуется в пределах науки цветоведения.

«Цветоведение включает в себя не только определенные физические свойства и параметры цвета, но и психологические особенности его восприятия, химический состав красителей, с помощью которых возможно получить определенный цвет, а также значение цвета, как кода транслирующего информацию об окружающем мире, о миропонимании, традициях, религии и многое другое, – говорит доцент кафедры искусств ТюмГУ Ольга Бакиева.

– В силу своей многофункциональности наука цветоведение касается всех сфер деятельности человека: бизнеса, дизайна, медицины, культуры, искусства, психологии, педагогики и так далее».

Как пояснила эксперт, колористическая грамотность – это объем знаний о цветовой среде, степень владения навыками в этой сфере и умение работать с цветом на практике. Впрочем, проблема колористической грамотности не нова. Ею занимались И. Гёте, Р. Арнхейм, В. Кандинский, И. Иттен, В. Оствальд, М. Сурина и другие. Исследователи рассматривали проблему цвета с точки зрения психологии, философии, физики и других наук.

Например, в книге «Цветоведение» философа и химика Вильгельма Оствальда этот предмет рассматривается наиболее всесторонне: наряду с историческим очерком развития учения о цветах, в нем изложены его теоретические точки зрения о гармоничных сочетаниях цветов, а также довольно подробно описаны практически-прикладные методы измерения цветов, физико-химическая технология красящих веществ.

А директор центра материальной культуры и дизайна, эксперт из Омска Эмма Васильева говорит о цветоведении, как о комплексной науке, которая включает в себя данные физики, физиологии, психологии, изучающих природный феномен цвета, совокупность данных истории искусств, этнографии, литературы, философии, эстетики, которые рассматривают цвет как явление культуры.

Другой автор, Рудольф Арнхейм, в своем исследовании «Искусство и визуальное восприятие» рассматривает цвет с психологической стороны и использует эмпирические данные: эксперименты, достижения физиологии, психологии и педагогики.

Однако педагог-методист А. Ефимов в своем исследовании не только утверждает, что «цвет – неизбежный атрибут предметно-пространственной среды», но и говорит о том, что не все гармонично по цвету в созданном человеком искусственном окружении.

Анализ публикаций показал, что исследователи цвета в основном рассматривали гармонию цвета и цветовых отношений, разрабатывали системы цветовых сочетаний, изучали природу цвета, его свойства. Но при этом остались недостаточно проработаны методы формирования колористической грамотности. Этим и планируют заняться специалисты.

ТюмГУ