Составлена карта возраста звезд нашей Галактики — Naked Science
07.09.2016, 06:54

Составлена карта возраста звезд нашей Галактики

Астрономы подсчитали распределение звезд разного возраста в Млечном Пути. Как и ожидалось, более старые находятся ближе к центру, а молодые – по краям, отображая историю формирования Галактики.

По цвету примерно 130 тыс. звезд из Млечного Пути профессор Университета Нотр-Дам Дэниела Каролло (Daniela Carollo) и ее коллеги приблизительно оценили возраст каждой из них. Затем нанесли данные на карту расположения этих звезд в пространстве. Получившаяся картина, как пишут ученые в журнале Nature Physics, соответствует 13,5 млрд лет формирования иерархической структуры нашей Галактики.

Согласно иерархической модели, эволюция спиральной галактики с перемычкой – такой как Млечный Путь – образуется при слиянии меньших скоплений звезд и пыли под действием гравитации. При этом более скромные скопления, в которых сумели образоваться одна-две звезды первых поколений, мигрируют к центру галактики. Но более крупные и тяжелые остаются ближе к периферии, в них продолжается звездообразование и накапливаются тяжелые элементы, синтезированные в недрах звезд и взрывах сверхновых.

Чтобы подтвердить эти теоретические выкладки, Дэниела Каролло и ее соавторы воспользовались данными обзора Sloan Digital Sky Survey, отобрав в них информацию по 130 тыс. звезд, находящихся на «горизонтальной ветви» эволюции. Такие звезды имеют массу порядка солнечной, но заметно старше нашей звезды. Их горение происходит за счет слияния ядер гелия, и они демонстрируют четкую зависимость цвета от возраста. Оценив возраст каждой звезды, ученые показали, что они распределяются в Млечном Пути в полном соответствии с предсказаниями иерархической модели.

Трехмерная картина распределения звезд Млечного Пути по возрасту: синим отмечены более старые, красным – молодые звезды; также показаны плоские проекции карты / ©Daniela Carollo et al., 2016

«Получив такую карту, можно определить, какие звезды появились первыми, оценить возраст разных частей Галактики, – говорит Дэниела Каролло. – Теперь мы можем увидеть, как наша Галактика формировалась и обнаружить звездные следы более мелких скоплений, разрушенных и поглощенных Галактикой в ходе роста».