06.03.2015
Редакция Naked Science

Содержание углекислого газа достигло самого высокого уровня за всю историю нашего вида

Такого февраля не было уже миллионы лет. По данным мониторинга состояния атмосферы, количество углекислого газа в ней достигло «доисторического» максимума, преодолев планку в 400 ppm (единиц на миллион).

carbon-pollution-block-sun

Этого уровня планета не знала со времен позднего олигоцена, закончившегося около 23 млн лет назад. Тогда в течение 11 млн лет планета постепенно остывала, вероятно, именно за счет медленного снижения количества углекислого газа в воздухе – с 1000 ppm до примерно современного уровня.

За приблизительно 200 тыс. лет существования Homo sapiens уровень этот колебался между 170 и 280 ppm. Однако в наше время – скорее всего, именно благодаря нашей деятельности – он продолжает расти примерно на 2 ppm в год, недавно преодолев психологически важную отметку в 400 ppm. 400 долей на миллион – это 0,04%, цифра, которая кажется довольно незначительной. Однако уже это накопление привело к росту средней температуры на планете на 0,8°С, а 450 ppm будет означать рост уже на 2°C.

Да и увеличение содержания углекислого газа на уровне 400 не останавливается: мы продолжаем сжигать ископаемое топливо и вырубать леса. По имеющимся оценкам, к концу столетия эта величина достигнет 550 ppm, что поднимет температуру на 6°C. Потепление неминуемо.

У эмбрионов млекопитающих можно наблюдать загадочный процесс превращения клеток, выстилающих кровеносные сосуды, в стволовые клетки крови, однако никто не знал, как же он регулируется. Благодаря новой работе, опубликованной коллективом австралийских ученых, мы узнали ответ.