Собаки защитили младенцев от ожирения — Naked Science
07.04.2017

Собаки защитили младенцев от ожирения

Канадские ученые пришли к выводу, что присутствие домашних животных до, во время и после беременности связано с пониженным риском аллергий и ожирения у ребенка.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что разнообразие кишечной микробиоты играет важную роль в поддержании здоровья. После рождения в кишечнике младенцев преобладают патогенные бактерии Proteobacteria, однако в течение первого года жизни баланс выравнивается в пользу условно «положительных» Firmicutes и Bacteroidetes phyla. Постнатальная нормализация микробиоты зависит от многих факторов, в том числе гестационного срока, типа питания, а также влияния антибиотиков. Менее изученным остается то, как на кишечнике детей отражается присутствие домашних животных. Согласно «гигиенической гипотезе» британского эпидемиолога Дэвида Страчана (David Strachan), такие контакты должны укреплять иммунитет человека.

Ряд последующих работ частично подтвердили эту гипотезу. Так выяснилось, что перенос бактерий от животных к детям (например, через пыль) может повышать устойчивость последних к аллергенам и снижать риск ожирения. Вместе с тем то, как присутствие домашних животных сочетается с другими факторами, неясно. Кроме того, до сих пор не существует достоверных данных о связи между ранним взаимодействием с питомцами и аллергиями. Чтобы устранить этот пробел, ученые из Университета Манитобы и других вузов рассмотрели случаи 746 младенцев. Во втором-третьем триместре беременности и в течение трех месяцев после родов авторы опрашивали их матерей на предмет наличия в семье домашних животных и его срока. По этому показателю детей разделили на четыре группы.

В возрасте 3,34 месяца исследователи проводили анализ кала детей путем экстракции ДНК, секвенирования бактериального гена 16S рРНК и таксономической классификации микроорганизмов. Затем состав микробиоты сравнивали с социодемографическими параметрами, в частности проведением кесарева сечения (плановым и экстренным), расовой принадлежностью и астматическим статусом матери, сменой места жительства в период с 18-й недели беременности до трехмесячного возраста ребенка и даже типом и площадью дома. Согласно опросу, около половины (46,8 процента) семей имели домашнее животное до и после рождения ребенка, 45,2 процента — не имели ни на одном из этапов. Чаще речь шла о владении собакой, кошкой и значительно реже — другими питомцами.

Соотношение бактерий без (A) и после (B) антибиотикотерапии матери в зависимости от наличия в семье животного при естественных родах. Условно «положительные» Bilophila могут выступать фактором риска аппендицита / ©Hein M. Tun et al., Microbiome, 2017

Значимый рост разнообразия бактерий типа Firmicutes, сокращение патогенных Proteobacteria phylum и Streptococcaceae наблюдались у детей, родившихся естественным образом, при условии наличия домашнего животного в период беременности. Схожее соотношение при росте Bacteroidaceae было характерно для младенцев, находившихся не только на грудном вскармливании, когда питомец находился в семье до и после беременности. Существенное увеличение Bifidobacteriaceae было зафиксировано при пренатальном наличии животных и неисключительном грудном вскармливании, в том числе после планового кесарева сечения. Разнообразное питание в сочетании с присутствием питомцев во время беременности также ассоциировалось с ростом Ruminococcus и Oscillospira.

По словам авторов, доля разных типов бактерий в кишечнике позволяет предсказать риски для здоровья. Так, производимый Ruminococcus бактериоцин, ингибирующий рост стрептококка группы B (GBS), препятствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения. Аналогично вероятность избыточного веса снижает рост Oscillospira, которые, несмотря на недостаточно изученные эффекты, связаны с бактериями Christensenella minuta. В то же время Oscillospira и Ruminococcus ассоциируются с устойчивостью к аллергическим реакциям, а астматический и аллергологический статусы матери не влияли на показатели. Примечательно, что в ряде случаев присутствие питомцев повышало разнообразие микробиоты, несмотря на кесарево сечение и прием антибиотиков.

Результаты исследования представлены в журнале Microbiome.

Ранее ученые выяснили, что наличие в семье кошки не повышает риск психических расстройств у ребенка. Провести анализ ученых вынудила давняя гипотеза о вреде токсоплазмы, переносчиками которой являются кошки, для человеческой психики.