С малярией будут бороться ГМ-грибы, способствующие выделению яда — Naked Science

С малярией будут бороться ГМ-грибы, способствующие выделению яда

Генетически модифицированный гриб смертельно опасен для комаров, но безвреден для людей и животных.

anopheles

Малярией называют целую группу опасных инфекционных заболеваний. Эти болезни вызывают паразитические одноклеточные организмы — плазмодии. В организм человека они попадают при укусах самок комаров рода Anopheles. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2015 году врачи зарегистрировали 212 млн новых случаев заболевания, а умерли от малярии 429 тысяч человек по всему миру.

Хотя в 2015 году была одобрена первая в мире вакцина от малярии, одним из важнейших методов борьбы с болезнью остается ограничение численности комаров. Некоторые популяции малярийных комаров приобретают устойчивость к инсектицидам, поэтому ученые активно используют новые методы.

Ученые из Университета Мэриленда модифицировали паразитический гриб рода Metarhizium. Это энтомопатогенные грибы — они поражают исключительно насекомых. Использованный в этой работе гриб вида Metarhizium pingshaensei поражает только малярийных комаров нескольких видов.

Сам по себе гриб Metarhizium pingshaensei не так опасен. Чтобы уничтожить комара, требуется много грибных спор и немало времени. Ученые усилили летальный эффект, «добавив» в геном гриба гены, связанные с выработкой яда у пауков и скорпионов. В их яде содержатся белки-токсины, специфичные для насекомых — Hybrid Toxin и AaIT. Это помогает членистоногим обездвиживать свои жертвы. Некоторые из этих токсинов, например нейротоксин скорпиона AaIT, уже предлагали использовать в качестве инсектицида. Это перспективная разработка, поскольку токсин действует только на насекомых — для других животных и для человека он безвреден.

Комар, зараженный грибом, структуры гриба содержат зеленый протеин, Scientific Reports

Ученые испытали новую технологию на комарах, пойманных в Буркина-Фасо. Эти насекомые выработали устойчивость к привычным инсектицидам. Чтобы заразить практически всех комаров токсином Hybrid, потребовалось 5 дней, на каждое насекомое приходилось по 6 спор гриба. Комбинация двух токсинов позволила вдвое уменьшить количество необходимых спор.

Дополнительное исследование провели на пчелах. Оказалось, что для них модифицированный гриб Metarhizium pingshaensei безвреден.

Ранее ученым удалось найти ген, ответственный за формирование половых признаков у комаров Aedes aegypti — переносчиков многих опасных заболеваний. Если внести этот ген в эмбрионы комаров при помощи технологии CRISPR/Cas9, подавляющее большинство разовьется в безвредных самцов, а не в опасных самок.