Закрыть10

Генетики научились превращать кровососущих комариных самок в безвредных самцов

Комаров никто не любит – и зря: не любить надо комарих, ведь именно они регулярно пьют нашу кровь, а особо невезучих еще и заражают различными болезнями. Но теперь в наших руках – уникальное «генетическое оружие», с помощью которого мы сможем расплатиться с ними за все.

22 мая 2015 Сергей Васильев Комментариев: 0

Особенно зловредны комарихи Aedes aegypti, разносящие массу вирусных и бактериальных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сотни миллионов людей – прежде всего, жителей тропического пояса – живут в постоянной опасности подцепить от них желтую лихорадку, денге, а уж малярия до сих пор остается непобежденной и опаснейшей болезнью во множестве стран мира.

По счастью, недавно американским генетикам удалось разобраться в том, откуда комарихи Aedes aegypti появляются на свет. Участок генома этих насекомых, ответственный за определение пола (их аналог нашей половой хромосомы), до сих пор не был даже идентифицирован – однако ученые наткнулись на ген, играющий в формировании половых признаков ключевую роль. Ген Nix проявляет активность лишь у развивающихся эмбрионов и у взрослых комаров-самцов.

Как показали эксперименты, при искусственном отключении Nix с помощью CRISPR-Cas9-системы эмбрионы формируются в комарих-самок, и наоборот: если внести этот ген в эмбрионы, подавляющее большинство из них превращается в комаров. «Nix дает нам возможность нарушить баланс полов у комаров, – говорят авторы работы. – Мы еще не закончили, но окончательной целью может стать создание трансгенных линий, у которых этот ген экспрессируется и превращает самок в безвредных самцов».

На 1/7 части суши собрались все дешёвые понты