Россия испытает «руку» для космического робота

Российские специалисты намерены испытать на МКС руку-манипулятор, предназначенную для робота, который будет помогать космонавтам.

О планах испытать «щупальце» сообщило агентство ТАСС. Эксперимент «Захват-Э» будет осуществлен усилиями специалистов ЦНИИ робототехники и технической кибернетики. Специализированную манипуляционную систему доставит на борт Международной космической станции аппарат «Прогресс». Точные даты испытания роборуки не называются: предполагается, что это произойдет после присоединения к станции нового российского модуля «Наука».

«Рука» на поверхность «Науки» будет установлена при помощи европейского манипулятора ERA – дистанционно управляемого космического робота-манипулятора, созданного ЕКА (Европейское космическое агентство). Отметим, что данный манипулятор может перемещать грузы весом до 8 тонн. В сравнении со своим европейским аналогом, российская «рука» будет выполнять более «тонкие» операции.

В рамках эксперимента находящийся на борту станции космонавт будет управлять манипулятором при помощи ноутбука. Рабочая зона «щупальца» – не больше 1,5 м. Роборуку оснастят системой обратной связи, благодаря которой можно будет измерить усилия, которые прилагает манипулятор во время захвата объекта. Это нужно, чтобы в будущем не повредить хрупкое оборудование. Всего будет проведено 30 сеансов управления роборукой. После того, как эксперимент завершат, часть оборудования вернется на Землю: это нужно, чтобы изучить воздействие открытого космоса на аппаратуру.

Данный манипулятор – часть проекта «Косморобот», в рамках которого планируется создать робота-помощника для космонавтов. Он будет проводить работы на внешней поверхности космических аппаратов и станет похожим на некоего осьминога. Опытная эксплуатация «спрута» должна начаться в 2020–2024 годах.

Ранее, напомним, сообщалось о разработке человекоподобного «космического» робота на базе андроида FEDOR, представленного не так давно. Устройство должно стать аналогом заокеанского «Робонавта», который эксплуатируется на МКС не первый год.

Аватар пользователя Владимир Гильен