Разгадана тайна «потерянной» воды на горячих юпитерах — Naked Science
15.12.2015
Редакция Naked Science

Разгадана тайна «потерянной» воды на горячих юпитерах

NASA долгое время тревожила тайна, которую скрывали планеты, известные как горячие юпитеры. Предполагается, что там есть вода.

1280px-HD_189733b's_atmosphere

Результаты были опубликованы в издании Nature, а краткий обзор содержится на сайте NASA. Открытие было сделано международной группой астрономов, куда вошли специалисты из Германии, Великобритании, Франции и США. Горячими юпитерами называют класс планет с массой порядка Юпитера (1,9·1027 кг). Но между ними есть одно очень важное отличие: горячий юпитер находится на удалении около 0,05 а. е. от своей звезды. Иными словами, расстояние между ним и звездой меньше, чем расстояние между Меркурием (самой близкой к Солнцу планетой) и нашим Светилом.

В ходе изучения этих планет появился важный вопрос, связанный с количеством воды на горячих юпитерах. Между теоретическими моделями и результатами первых масштабных исследований были весомые различия. Тайна крылась в том, что планеты содержали меньше воды, чем предполагали ученые.

Исследованные планеты / ©NASA

Сейчас на помощь пришли космические телескопы Hubble и Spitzer, которые проанализировали атмосферу десяти таких планет в диапазонах от оптического до инфракрасного излучений. Ученые выявили, что горячие юпитеры, демонстрирующие недостаток воды, обладают атмосферами с плотными облаками, в то время как другие лишены плотных облаков. По мнению экспертов, они препятствуют наблюдению воды, хотя последняя все же имеет место. В целом, новое исследование стало крупнейшим из всех, затрагивающих этот класс планет. Лучше понять «водный» аспект поможет новый космический телескоп James Webb, который запустят в 2018-м.

Отметим, что на самой близкой к Солнцу планете нашей системы Меркурии тоже есть вода: она присутствует в виде льда и попадает на поверхность после падения комет и метеоритов. Вода моментально испаряется на согреваемой Солнцем стороне, а на теневой переходит в твердое состояние и оседает в кратерах. Всего же кратеры Меркурия могут содержать от 20 млрд до двух трлн тонн замороженной воды.

Температура в атмосфере горячего юпитера достигает чрезвычайно высоких значений, поверхность таких планет иногда нагревается до 3000 К. Ученые считают, что материала для образования этих небесных тел возле звезды было недостаточно, и горячие юпитеры появлялись во внешней части той или иной системы, а затем перемещались ближе к своему светилу.

Всего ученые выявили около 2 тыс. экзопланет. Из-за вносимых горячими юпитерами заметных короткопериодических возмущений в движение звезды, которые можно выявить по смещению линий спектра, обнаружить такие планеты относительно легко. Между тем их близкое расположение к светилу затрудняет изучение атмосферы.