Распространение устойчивости к антибиотикам «последнего резерва» оказалось скрытным — Naked Science
07.02.2017

Международная группа ученых обнаружила, что гены, которые обеспечивают бактериям устойчивость к антибиотикам «последнего резерва», могут переноситься мухами, ласточками и собаками. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Microbiology.

escherichiacoli_niaid

Антибиотики «последнего резерва» применяются, когда обычные способы лечения исчерпаны. К таким относятся, например, полимиксины: они наиболее эффективны против синегнойной палочки (Pseudomonas aeruginosa). До 2015 года устойчивость к полимиксинам наблюдалась в исключительных случаях, однако затем ученые нашли новый «механизм резистентности» к одному из таких препаратов — MCR-1.

Первоначально MCR-1 был обнаружен в кишечной палочке (Escherichia coli), выделенной из образцов, полученных на свиноферме в Шанхае. Затем ген был также найден на бойнях, в мясе и анализах пациентов местных больниц. В последнем случае MCR-1 был зафиксирован не только в E. coli, но и в палочке Фриндлендера (Klebsiella pneumoniae) — одном из возбудителей пневмонии.

В новой работе ученые из Китайского сельскохозяйственного университета и других вузов изучили образцы E. coli от домашней птицы, собак, ласточек, мух, а также в мясе. Анализ показал, что бактерии, резистентные к колистину (одному из полимиксинов), содержались в 25 процентах образцов. Треть из них содержали E. coli, устойчивую к карбапенемам, — антибиотикам широкого спектра действия.

Примечательно, что высокий уровень таких бактерий был найден в мухах, фекалиях собак и ласточек, обитающих у птицеферм. По мнению авторов, это указывает на то, что последние могут переносить E. coli по территории страны, а в случае ласточек — и за ее пределы. Косвенно это подтверждает и то, что пациенты больниц, расположенных вдали от ферм, чаще заражаются летом, чем зимой.

Дополнительно ученые секвенировали геном бактерий, полученных из образцов. Согласно результатам, геном многих микроорганизмов содержал молчащий MCR-1, не выявляемый традиционными тестами. Кроме того, секвенирование выявило в образцах повышенный уровень гена NDM-1 — он обеспечивает резистентность к карбапенемам, цефалоспоринам и пенициллинам — бета-лактамным антибиотикам.

Исследователи отмечают, что молчащие гены могут сделать бактерии устойчивыми вследствие нескольких мутаций. Предполагается, что ген MCR-1 появился в Китае. Сейчас колистин широко применяют в животноводстве, что создает благоприятные условия для мутаций. Причем власти страны намерены адаптировать препарат для использования на человеке — ученые считают, что это только ускорит мутации.