Последствия распада СССР ощутили даже дикие звери — Naked Science

Последствия распада СССР ощутили даже дикие звери

Последствия политических катастроф на собственной шкуре ощущают не только люди, но и дикие животные — волки, медведи, кабаны, олени и другие крупные млекопитающие.

fauna-of-the-ussr-1971

Масштабное исследование динамики популяций крупных млекопитающих на территории бывшего СССР показало, что вслед за распадом страны численность их также начала быстро сокращаться. Работа, совместно проделанная учеными из России и США, опиралась на официальные данные мониторинга численности восьми диких видов крупных млекопитающих — косулей, благородных и северных оленей, лосей, бурых медведей, рысей, кабанов и волков — за период с 1981 по 2010 год.

Анализ этой информации продемонстрировал быстрое сокращение популяций семи видов, начавшееся ровно в 1991-м — в год распада Советского Союза. Численность трех видов кабанов, лосей и медведей продолжала сокращаться еще в течение десяти лет после этой даты. При этом серые волки перенесли «геополитическую катастрофу», наоборот, замечательно, и между 1992 и 2000 годами их численность даже выросла. В противоположность этому в политически стабильных регионах Западной Европы и Северной Америки, где реализуются масштабные программы сохранения окружающей среды, численность крупных млекопитающих за тот же период существенно выросла.

Авторы исследования полагают, что проблемы для животных бывшего СССР создали экономические неурядицы. По мере сокращения сельскохозяйственного производства и падения уровня жизни население отдаленных регионов все активнее стало обращаться к охоте как источнику пропитания и дохода. На этом фоне печальную роль сыграло и снижение государственного контроля за добычей дикого зверя, в том числе за отстрелом волков. Все это вполне могло привести к отмеченным в исследовании результатам — хотя конкретно оценить влияние политических событий на дикую природу еще предстоит.

В последние годы в вопросах взаимодействия пользователей с гаджетами все больше внимания уделяют уведомлениям. Мол, они главный источник стресса и заставляют людей постоянно отвлекаться от дел. Однако оказалось, что издаваемые телефоном сигналы почти не влияют на частоту его использования.