13.03.2015
Редакция Naked Science

Плесневые организмы повторили работу инженеров Древнего Рима

Многие из знаменитых дорог Древнего Рима, когда-то охватывавших всю Европу, сохранились и даже используются до сих пор. Однако большинство из них кануло в лету, и раскрыть транспортную сеть, рожденную гением великих инженеров древности, казалось бы, уже невозможно будет никогда. Однако тут на помощь археологам пришла... лесная плесень.

slime_molds

Группа простейших организмов-слизевиков отделена от грибов сравнительно недавно, и до сих пор ее классификация остается непроработанной. Однако они широко распространены, да и в экспериментах используются достаточно часто. Обратились к ним и археологи из Греции и Великобритании, изучая транспортную сеть Балкан в период между I и IV веками н.э.

С помощью геля на основе агар-агара ученые «сконструировали» географическую карту региона в ту далекую эпоху, а 17 крупнейших центров притяжения дорог – городов и поселений – обозначили порциями овсяных хлопьев, идеальной пищи для слизевиков. Плесневая колония начала расти с Фесалоник, уже тогда бывших ключевым городом для всего региона, – и благодаря способности находить оптимальный (не всегда самый краткий, но всегда самый удобный) путь вскоре охватила своей сетью все пункты этих «Балкан в пробирке».

Эксперимент был повторен 18 раз, и каждый раз картина оказывалась практически одинаковой: слизевики повторяли изгибы известных историкам дорожных трасс, параллельно раскрывая целый ряд пока неустановленных. Весьма возможно, эта работа позволит археологам раскопать их – по подсказке от плесени.

Разработка исследователей из Пермского Политеха позволит повысить эффективность нефтедобычи в залежах, которые обладают невысокими запасами «черного золота». Это можно будет сделать с помощью системы специальных щелевых каналов. Моделирование показало, что добыча по одной скважине за два года вырастет на 500 тонн.

Санкт-Петербургские физики вместе с коллегами из Городского университета Гонконга предложили способ получения хиральных углеродных точек из доступных органических веществ. Такие наночастицы способны испускать интенсивный свет и при этом чувствительны к определенному типу поляризации падающего излучения. Также они сохраняют свои оптические свойства на всем диапазоне рН и даже при многочасовом облучении ультрафиолетом, что делает их перспективными для разработок в области биосенсорики, биоимиджинга и тераностики, например одновременного обнаружения и лечения рака.