Пчел уличили в облицовке гнезда пластиком

Южноафриканский ученый Сара Гесс (Sarah Gess) обнаружила, что пчелы, обитающие в пустынях Дубая, при строительстве гнезд могут использовать фрагменты пластика вместо листьев. Результаты исследования представлены в The Journal of Hymenoptera Research.

Мегахелиды (Megachilidae) — семейство пчел, включающее в себя свыше 3,1 тысячи видов. Особенности гнездования этих насекомых изучены недостаточно. Известно, что они могут строить ячейки в стволах деревьев, раковинах моллюсков, а также в глинистой и песчаной почве. В 2015 году энтомолог из Университета Родса Сара Гесс провела исследование, основной целью которого было выяснить особенности опыления у трех видов мегахелид: Megachile maxillosa, Pseudoheriades grandiceps и Megachile patellimana. Дополнительно ученый рассчитывала прояснить специфику облицовки ячеек у указанных видов.

Для этого автор разместила гнезда-ловушки рядом с интересующими растениями в заповеднике Dubai Desert Conservation. Ловушки представляли собой блоки из шести деревянных брусков с полостью длиной 155 миллиметров и отверстием диаметром 5,5, 9,5 или 12,7 миллиметра. Наблюдения продолжались с 18 апреля по 4 мая, после чего Гесс изучила материалы, которые животные использовали для наполнения гнезд.

Результаты показали, что два вида — M. maxillosa и P. grandiceps — часто использовали с этой целью смесь смолы и песка. Смола является распространенным материалом строительства гнезд, который обладает гидрофобными и, вероятно, антипаразитарными свойствами. Между тем изучение двух гнезд P. grandiceps позволило обнаружить, что одна из самок этого вида принесла в гнездо (в песчаной почве) свежий древесный лист, тогда как другая оснастила гнездо-ловушку семью фрагментами зеленого пластика. Причем размер последних оказался идентичен — примерно десять миллиметров.

По мнению автора, это указывает на то, что пластик был обработан и использован особью целенаправленно. Гесс не исключает, что замена древесного листа является адаптивным механизмом, который помогает пчелам выживать в среде, активно осваиваемой человеком.

20 окт