01.02.2018
Редакция Naked Science
1 001

Паттерны активности нейронов предсказали дружбу между людьми

Ученым удалось по активности мозга при просмотре видео различить близких друзей, знакомых и посторонних друг другу людей.

fmri
©Wikipedia / Автор: Godefridus Victorinus

Схожие паттерны нейронной активности, возникающие в ответ на аудиовизуальные стимулы, характерны для друзей, причем чем больше сходство, тем более близки люди. К такому выводу пришла группа нейробиологов, опубликовавшая статью в Nature Communications.

Это исследование – первая попытка связать активность мозга и систему социальных связей человека. Участникам эксперимента (42 студентам) показывали одни и те же видеоролики в одном и том же порядке. Ролики были разные: о политике и науке, смешные видео и музыкальные клипы. Во время просмотра ученые регистрировали активность мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии.

Предварительно ученые опросили 280 студентов и выяснили, кто с кем дружит, и разделили всех на три категории по отношению друг к другу: (1) близкие друзья, (2) друзья друзей, (3) друзья друзей друзей. Сорок два человека из этой большой группы затем приняли участие в эксперименте. Активность мозга сравнивали попарно у всех трех групп.Оказалось, что паттерны активности нейронов отделов мозга, отвечающих за обработку эмоций, были очень похожи у близких друзей, менее похожи у тех, кто знал друг друга через «одно рукопожатие» и больше всего различались у тех, кто был знаком через два. Закономерность сохранялась даже после того, как ученые ввели поправки на другие факторы: пол, возраст, лево- или праворукость, этническое происхождение и социальное положение. Исследователям даже удалось предсказать степень близости между людьми по оценке сходства между активностью нейронов.

«Мы социальный вид, и наши жизни взаимосвязаны. Чтобы понять, как работает мозг, нужно понять, как работают все наши мозги вместе», – поясняет один из авторов исследования Талия Уитли (Thalia Wheatley), профессор психологии и нейронаук в Дартмуте. В дальнейшем ученые собираются выяснить, откуда берется сходство между работой мозга близких друзей: выбираем ли мы тех, чья голова работает так же, как наша, или становимся похожи по мере того, как узнаем друг друга.