02.11.2018
Редакция Naked Science

Папилломавирусы передались людям при сексе с неандертальцами

Эволюционную историю канцерогенных папилломавирусов проследили до неандертальцев, которые могли «наградить» ими наших предков при межвидовых половых контактах.

hpv0

Из сотен папилломавирусов, поражающих человека, два — HPV16 и HPV18 — особенно опасны, выступая мощными онкогенными факторами. Рак шейки матки практически всегда связан с ними, но они могут вызывать появление опухоли и в других тканях — например, горла. Вирусолог из нью-йоркского Медицинского колледжа имени Эйнштейна Роберт Барк (Robert Burk) изучает генетику HPV16 уже много лет; новые результаты работы его команды представлены в статье, опубликованной в журнале PLOS Pathogens.

Чтобы выяснить происхождение и эволюционную историю этого папилломавируса, ученые обратились к нашим близким родственникам и изолировали частицы HPV16, которым были заражены макаки-резусы, а также миниатюрные беличьи обезьянки саймири — представители линий обезьян Старого и Нового Света.

Сравнение их геномов показало, что вирусы, инфицировавшие разные виды приматов, но одинаковые части их тел, генетически ближе друг к другу, чем вирусы одного и того же вида животных, но обитающие на разных участках. Это свидетельствует о том, что специализация папилломавирусов на заражении той или иной конкретной ткани началась еще до их перехода к людям. Их адаптация к организму продолжается уже около 40 миллионов лет.

Кроме того, Роберт Барк с коллегами сравнили генотипы 212 человеческих HPV16 (и частичные генотипы еще более 3500 вирусов), выделенных у больных по всему миру. Это позволило реконструировать относительно недавнюю предысторию болезни и показать, что выделение «человеческой» линии произошло около 618 тысяч лет назад, после чего HPV16 разделился на четыре подтипа, распространившиеся по Евразии. Этот период совпадает со временем выделения неандертальцев и их расселения по континенту.

Подтип HPV16 A в Африке до сих пор практически не встречается, зато в Европе широко распространены его разновидности A1-3, а в Азии — А4. По мнению авторов, это указывает на передачу вируса вышедшим из Африки людям непосредственно от неандертальцев, в ходе скрещиваний и вообще сексуальных контактов (по иронии — вместе со многими важными генами иммунитета) на протяжении последних 80 тысяч лет. С меньшей уверенностью такие же выводы можно сделать и о других вариантах папилломавируса HPV16.