16.10.2019
ТюмГУ

Оценена трансформация почв субарктической зоны Тюменской области

Ученые ТюмГУ оценили трансформацию физического состояния и химического состава почв субарктической зоны Тюменской области.

Пейзаж субарктической зоны Тюменской области
Пейзаж субарктической зоны Тюменской области / ©photoclub.by

Причинами изменения почвы стали природные условия и техногенное освоение территории, которое началось в 1972 году. Результаты исследования показали, что к физической трансформации почв в этом регионе приводит ряд процессов, в числе которых — морозное пучение, растрескивание, термоэрозия и заболачивание. Оказалось, наиболее устойчивыми к физической трансформации являются почвы пойм, а наименее устойчивыми — подзолы и органогенные породы.

«Трансформация почв криолитозоны на этапе современного изменения климата и активного промышленного освоения территории является одним из важных процессов, происходящих в сегодня в субарктической зоне Тюменской области, — сообщила доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры геоэкологии ТюмГУ Нелли Чистякова.

— Все типы почв здесь уязвимы по отношению к физическому и химическому техногенному воздействию. Наибольшую площадь физической трансформации почв на участке добычи углеводородов под влиянием техногенных нагрузок мы зафиксировали практически в равных масштабах в подзолах (5,4 % от общей площади этих почв) и органогенных почвах (5,3 % от общей площади этих почв на участке), где широко распространены многолетнемерзлые пoроды с небольшой мощностью верхнего слоя 0–10 метров, быстро деградирующие в слое сезонного промерзания или протаивания».

Работа показала, что наиболее устойчивы к физической трансформации в этих условиях почвы пойм (0,54 %  трансформированных почв), почвообразование которых происходит одновременно с накоплением свежего минерального материала. Наиболее химически трансформированы по неорганическим  загрязнителям оказались подзолы, наименее — почвы пойм.

На специфику физической и химической устойчивости почв существенное влияние оказывает наличие многолетнемерзлых пород и почв, пояснили специалисты.