От ледника в Антарктиде откололся айсберг. По площади он сопоставим с Санкт-Петербургом — Naked Science

Трещина в леднике Бранта
Трещина в леднике Бранта / © BAS

От шельфового ледника Бранта в Западной Антарктиде, в районе моря Уэдделла, откололся айсберг площадью в 1270 квадратных километров и толщиной 150 метров, сообщила Британская антарктическая служба. По своим размерам этот огромный плавающий кусок льда может сравниться с Большим Манчестером или Санкт-Петербургом, а еще он почти в два раза больше Нью-Йорка.

На леднике Бранта расположена британская полярная исследовательская станция Халли, отел произошел как раз примерно в 20 километрах от нее. Крупная трещина образовалась еще к ноябрю 2020 года, а в январе продолжала увеличиваться на километр в день.

© BAS

Большие разломы льда в этой части Антарктиды впервые обнаружили более десяти лет назад, и с тех пор исследователи ведут мониторинг с помощью устройств GPS, которые передают всю информацию в штаб-квартиру Британской антарктической службы в Кембридже.

Увеличенное изображение, показывающее разрыв между айсбергом и ледником Бранта / © SENTINEL-2 / LEEDS UNI / АННА ХОГГ

Сейчас на станции Халли людей нет: в 2016 году базу переместили вглубь ледника в качестве меры предосторожности, а с 2017-го персонал работает там только в течение антарктического лета, поскольку зимой в случае ЧП эвакуировать исследователей будет сложно.

Расположение станции Халли на леднике и отколовшийся айсберг / © Copernicus Data

«Хотя откол больших частей шельфовых ледников Антарктики — совершенно нормальный процесс, крупные отела, подобные тому, что произошел утром 26 февраля, остаются довольно редкими и захватывающими событиями, — отметил профессор геологии из Университета Суонси Адриан Лакман. — Учитывая, что за последние пять лет в системе шельфового ледника Брант активно развивались три разлома, мы все ожидали, когда произойдет что-то впечатляющее».

По данным Европейского космического агентства, в последний раз отел на шельфовом леднике Бранта происходил еще в 1971 году. Подобные события могут ускорить передвижение внутренних льдов в море, приводя к повышению уровня Мирового океана. Теперь специалисты планируют внимательно следить за судьбой нового айсберга и состоянием ледника Бранта, чтобы выяснить, как отел повлияет на него в дальнейшем.

По словам руководителя российского космического ведомства Дмитрия Рогозина, первый модуль для перспективой орбитальной станции будет готов к запуску в 2025 году.