Остатки найденного на юге Мексики дворца свидетельствуют о могуществе древней цивилизации — Naked Science

Археологи считают, что построить сооружение размером с половину Белого дома могла лишь сильная, хорошо организованная государственная машина.

032717_bb_palace_main

Остатки дворца возрастом 2100–2300 лет, принадлежавшего некогда местному аристократу, свидетельствуют о становлении одного из крупнейших государственных образований Мезоамерики той поры. Только большой и хорошо организованный бюрократический «организм» мог руководить сооружением такого архитектурного шедевра площадью 2790 кв. м. Об этом археологи Эльза Редмонд и Чарльз Спенсер из Американского музея естественной истории сообщили Национальной академии наук в понедельник, 27 марта. Статья о результатах раскопок опубликована в журнале PNAS.

Находка сделана в Паленке — известной археологическими артефактами местности на юге Мексики в долине Оахаки (Oaxaca valley). Датировали остатки дворца радиоуглеродным методом и по обнаруженным образцам керамики. Это сделало сооружение знаменитым — самым древним из обнаруженных археологами дворцов местной знати.

Раскопанный дворец (от него неплохо сохранился лишь первый этаж) включал в себя жилую часть, очевидно, служившую резиденцией правителю и его семье, и официальную — внутренний дворик для совещаний, церемоний и принятия решений. Судя по найденным остаткам человеческих черепов, во дворике также совершали жертвоприношения. Все сооружение было оснащено водостоками для сбора дождевой воды и дренажной системой.

Сам дворец, видимо, сакрального значения не имел. Во всяком случае, хозяев хоронили за его пределами: человеческие захоронения на территории раскопок не обнаружены.

Раскопанное строение ученые отнесли к концу эпохи Монте-Альбан. В этот период долина Оахаки входила в состав владений сапотеков — древней мезоамериканской цивилизации, о которой мы очень мало знаем, так как их письменность до сих пор не расшифровали. Принадлежность найденного дворца к конкретной культуре, впрочем, это обстоятельство никак не проясняет — на его территории пока не обнаружены четкие доказательства той или иной версии. Зато можно констатировать, что архитектурные решения древних зодчих прослеживаются в индейских строениях накануне колониального периода, то есть через тысячу с лишним лет после постройки дворца.

На поверхности Ганимеда, самого большого спутника во всей Солнечной системе, обнаружены следы самого большого ударного кратера, диаметр которого достигает 7800 километров.

Исследователи из Сколтеха, МГУ и Института проблем передачи информации имени А.А. Харкевича (ИППИ РАН) исследовали геномы около 200 штаммов бактерий, чтобы установить, без каких белков в составе рибосомы можно обойтись и почему клетка может нормально функционировать и без них.