Описан первый случай потемнения морских животных в ответ на индустриальные загрязнения
10.08.2017

«Пионерами» промышленного меланизма оказались морские змеи, живущие на границе Тихого и Индийского океанов.

Промышленный меланизм — потемнение окраски за счет более высокого содержания пигмента меланина в покровных тканях  известен для сухопутной фауны, особенно беспозвоночной, примерно с эпохи промышленной революции. Лучше всего он изучен для бабочек, которые заметно потемнели в окрестностях промышленных центров Западной Европы XIXXX веков. Вероятно, более темная окраска давала им лучшие шансы там, где кора деревьев была покрыта сажей. Возможно, это объяснение упрощенное и что-то упускает из вида, но таков был уровень тогдашней науки, а в современной Европе уже не найти дерева, покрытого сажей.

Морской кольчатый черепахоголов (Emydocephalus annulatus) живет в тропических океанских водах Австралии, Индонезии и Новой Каледонии. Там тепло и красиво. Но и туда добралась современная цивилизация или (что абсолютно точно) отходы ее производств.

В обычной дикой природе черепахоголовы имеют характерную черно-белую полосатую окраску, как жезл гаишника. А вот среди рептилий, обитающих вблизи загрязненных районов Новой Каледонии или к северо-востоку от Брисбена, мода другая. Там популярно быть почти совершенно черным.

Меланин, обуславливающий в животном мире темную окраску, может связывать тяжелые металлы, вроде мышьяка или свинца. Может быть, в этом дело?

Команда ученых под руководством австралийца Рика Шейна (Rick Shine) из Университета Сиднея собрала и проанализировала образцы кожи черепахоголова. Змеи, включая морских, регулярно линяют, поэтому добыча образцов является делом техники и терпения, обижать животных при этом не нужно.

Частота встречаемости черных змей в разных районах.  / © Elsevier Ltd.

Проанализировав 17 образцов, ученые выяснили, что содержание 13 элементов, особенно кобальта, марганца, свинца, цинка и никеля, были выше у змей, живущих вблизи городских районов (в этом и так никто не сомневался), и выше в более темной коже. По словам Шейна, сходные концентрации этих микроэлементов вызывают серьезные проблемы со здоровьем у многих одомашненных видов, от крупного рогатого скота до птицы.

Более того, выяснилось, что темные змеи линяют примерно вдвое чаще, чем их пестрые сородичи. Иными словами, они научились не только связывать вредные вещества при помощи кожного пигмента, но и регулярно избавляться от них.

Ознакомиться с подробностями можно в статье ученых, опубликованной в Current Biology.