Онкологи освоили технику ювелирного пробуждения «убийцы клеток»

Онкологи освоили технику ювелирного пробуждения «убийцы клеток»

Специалисты Института медицинских исследований Уолтера и Элизы Холл (Австралия) разработали технологию направленного запуска гибели клеток. Открытие может лечь в основу передовой медикаментозной терапии онкологических и аутоиммунных заболеваний.

Программируемая смерть клеток, или апоптоз, — естественный процесс, который необходим телу для избавления от нежелательного биологического материала. Нарушение апоптотической функции позволяет беспрепятственно развиваться опухолям, а также заставляет иммунитет поражать собственного носителя.

Ключевую роль в процессах апоптоза играет белок Bak: в здоровых тканях он сохраняет дремлющее состояние, но активируется, когда клетка получает сигнал умереть. В рамках исследования ученые обнаружили, что выведенные ими антитела к Bak — так называемые BH3-only белки — в действительности превращают фермент в убийцу.

Кроме того, BH3-only белки с трудом обнаруживаются антиапоптотическими ферментами, а выбор участка Bak, с которым соединялись антитела, оказался несущественен для конечного результата: Bak активировался.

«Есть большой интерес к созданию препаратов, стимулирующих Bak: это актуально для лечения заболеваний на фоне нарушения апоптотической функции, в том числе рака. Представленные выводы дают нам отправную точку для дальнейших исследований в области направленного программирования клеточной смерти», — заявила доктор Рут Клак.

Работа над лекарствами на основе BH3-only белков, по ее словам, уже ведется.