Очень большой телескоп получил самый детальный снимок далекой спиральной галактики — Naked Science

Европейская южная обсерватория (ESO) представила снимок спиральной галактики NGC 3981 в созвездии Чаша. Он был получен при помощи камеры FORS2 с Очень большого телескопа (VLT).

180105-1200x1239

Очень большой телескоп представляет собой комплекс из четырех телескопов, расположенных в Паранальской обсерватории в пустыне Атакама (Чили). FORS2 установлен на одном из телескопов комплекса под названием Анту (Antu). Техническая начинка устройства способна снимать различные космические объекты посредством нескольких методов.

Спиральная галактика NGC 3981 находится от Солнца на расстоянии около 65 миллионов световых лет. Это часть группы NGC 4038, которой принадлежат известные взаимодействующие галактики Антенны в созвездии Ворона. Эта группа, в свою очередь, — часть сверхскопления Девы, включающего примерно 30 тысяч галактик, в том числе Млечный Путь.

На снимке, сделанном FORS2, хорошо различима спиральная структура NGC 3981 с рукавами, окруженными космической пылью, газом и плазмой, среди которых — области звездообразования. На снимке также виден галактический диск, состоящий из ярких молодых звезд. NGC 3981 наклонена к плоскости Земли таким образом, что удобно наблюдать ее центр, в котором, скорее всего, находится сверхмассивная черная дыра. Характер спиральной структуры галактики говорит о том, что в прошлом она пережила столкновение с другой галактикой.

Спиральная галактика NGC 3981 / ©ESO

NGC 3981 не единственный интересный объект на полученном снимке. На нем также отлично видны звезды, расположенные ближе к Земле и принадлежащие, следовательно, Млечному Пути. Кроме того, камера засняла движущийся блуждающий астероид. На фото он запечатлен как слабая линия в верхней части изображения.

Фотографирование NGC 3981 было частью проекта Европейской южной обсерватории под названием «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems). В рамках проекта астрономы получают снимки интересных и интригующих объектов, используя инструменты обсерватории вроде Очень большого телескопа. В основном цель этих снимков образовательная и своего рода маркетинговая — привлечь внимание общественности к астрономии. Фотографии делают во время «нерабочих» периодов телескопов, то есть в такие моменты, когда инструменты не используются для научных исследований. Впрочем, если полученные снимки имеют научную ценность, они предоставляются астрономам через архив ESO.

Весной ученые выяснили, что все галактики совершают один полный оборот за равный промежуток времени, несмотря на разную скорость движения.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.