Обнаружены рыбы, которые пережевывают пищу — Naked Science

Обнаружены рыбы, которые пережевывают пищу

Поедая твердых насекомых, пресноводные скаты Амазонки пережевывают горизонтальными движениями челюстей. Прежде это наблюдалось лишь у млекопитающих.

potamotrygon_new_england

Млекопитающие считаются единственной группой животных, способных перемалывать пищу жевательными движениями челюстей. Все прочие поедают ее целиком, либо кусками, разорвав на части. Однако недавно ученые обнаружили первую «жующую» рыбу – ядовитого пресноводного ската из Южной Америки. По их мнению, это позволяет глазчатому хвостоколу (Potamotrygon motoro), который, как и прочие скаты, относится к хрящевым рыбам и не развивает твердого скелета, поедать животных с прочной скелетной или панцирной защитой, и даже ракушек. Об этом рассказывает статья, опубликованная журналом Proceedings of the Royal Society B.

В своей работе Мэтью Колман (Matthew Kolmann) из Университета Торонто и его коллеги отталкивались именно от диеты этих амазонских хвостоколов, основную часть которой составляют насекомые. Для «мягкотелых» рыб, акул и скатов, это уникальный случай: покрытые жестким хитиновым экзоскелетом насекомые не слишком легкая пища. Хитин необычайно прочен при ударной нагрузке, которую может создать давление клыков, но легче рвется при жевательных движениях. Это и навело ученых на мысль рассмотреть хвостокола внимательнее.

Поместив скатов в аквариумы, авторы скармливали им три вида пищи – мягкую рыбку, жесткую креветку и крайне жесткую личинку стрекозы. Высокоскоростная видеокамера записала, как скаты расправлялись с каждой из них. На записях видно, что креветку и личинку скат старается поместить в одну сторону рта, где и перемалывает их, совершая знакомые нам горизонтальные пережевывающие движения челюстями. Судя по всему, этот прием глазчатые хвостоколы «изобрели» самостоятельно, отдельно от млекопитающих и, решая проблему поедания твердой пищи, пришли к тому же решению.

Стоит заметить, что в той или иной форме пережевывание присутствует и у других групп животных, хотя у них момент попадания пищи в организм и ее пережевывания могут быть разнесены. У птиц и некоторых рептилий этот процесс производится мускулистым органом, вторым желудком, у рыб может иметься дополнительный набор челюстей глубоко в глотке.

В России впервые в мире зарегистрировали вакцину от коронавируса, но, кажется, этому никто не рад. Многие пишут, что так быстро медицинские средства выпускать нельзя – они не успеют пройти все проверки. Иные оценивают это как «большой эксперимент на людях». Утверждается, что еще до третьей фазы клинических испытаний Спутник-V введут миллионам российских граждан – в ближайший месяц. Сообщают, что у новой вакцины очень много побочных реакций, а вот защитных антител она, якобы, дает мало. Каждый из этих тезисов в той или иной степени неверен. Впрочем, это вовсе не значит, что вакцина обязательно работает. Попробуем разобраться, как все обстоит на самом деле.