Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
27.10.2016
Редакция Naked Science

Обнаружено древнейшее свидетельство праворукости

Жившая еще 1,8 млн лет назад самка человека умелого повредила зубы каменными орудиями, оставив ученым самое древнее свидетельство пользования правой рукой.

ma_00774948_e1xe4k

Челюсть OH-65, обнаруженная на территории нынешней Танзании, принадлежала самке Homo habilis, которые обитали здесь между 2,4 и 1,4 млн лет назад. Эти гоминиды считаются первыми, кто полноценно и сознательно изготавливал и использовал орудия труда, которые в изобилии найдены поблизости от их костей. Следы каменных инструментов видны и на зубах OH-65, которые оставили на них диагональные царапины. Их ориентация и указывает на выраженную праворукость самки, жившей около 1,8 млн лет назад.

Сегодня праворуки около 90% людей. Это разделение связывают с высокой специализацией полушарий головного мозга к выполнению различных задач. В частности, левое не только управляет правой стороной тела, но и отвечает за речь и язык, что, как считается, имеет особо важное значение для человека разумного, который во многом опирается на владение языком.

У других живых и вымерших приматов право- или леворукость выражена не так сильно. По словам Дэвида Фреэра (David Frayer) и его коллег, статья которых опубликована в Journal of Human Evolution, неандертальцы также были почти поголовно праворуки, тогда как среди шимпанзе праворукость встречается уже лишь в 75% случаев, а бонобо и вовсе не проявляют каких-либо предпочтений к использованию левой или правой руки.

До сих пор древнейшим свидетельством выраженной асимметрии в использовании рук были останки гейдельбергца, датированные возрастом 1,3 млн лет. Новая находка старше еще на полмиллиона: ученые считают, что самка человека умелого удерживала крупные предметы (например, шкуры животных или большие куски пищи) зубами и левой рукой, тогда как правой (рабочей) разрезала их с помощью острых каменных инструментов. Время от времени она попадала и по зубам, оставляя царапины, которые и указали на ее праворукость.