Обнаружено древнейшее свидетельство праворукости

Обнаружено древнейшее свидетельство праворукости

Жившая еще 1,8 млн лет назад самка человека умелого повредила зубы каменными орудиями, оставив ученым самое древнее свидетельство пользования правой рукой.

ma_00774948_e1xe4k

Челюсть OH-65, обнаруженная на территории нынешней Танзании, принадлежала самке Homo habilis, которые обитали здесь между 2,4 и 1,4 млн лет назад. Эти гоминиды считаются первыми, кто полноценно и сознательно изготавливал и использовал орудия труда, которые в изобилии найдены поблизости от их костей. Следы каменных инструментов видны и на зубах OH-65, которые оставили на них диагональные царапины. Их ориентация и указывает на выраженную праворукость самки, жившей около 1,8 млн лет назад.

Сегодня праворуки около 90% людей. Это разделение связывают с высокой специализацией полушарий головного мозга к выполнению различных задач. В частности, левое не только управляет правой стороной тела, но и отвечает за речь и язык, что, как считается, имеет особо важное значение для человека разумного, который во многом опирается на владение языком.

У других живых и вымерших приматов право- или леворукость выражена не так сильно. По словам Дэвида Фреэра (David Frayer) и его коллег, статья которых опубликована в Journal of Human Evolution, неандертальцы также были почти поголовно праворуки, тогда как среди шимпанзе праворукость встречается уже лишь в 75% случаев, а бонобо и вовсе не проявляют каких-либо предпочтений к использованию левой или правой руки.

До сих пор древнейшим свидетельством выраженной асимметрии в использовании рук были останки гейдельбергца, датированные возрастом 1,3 млн лет. Новая находка старше еще на полмиллиона: ученые считают, что самка человека умелого удерживала крупные предметы (например, шкуры животных или большие куски пищи) зубами и левой рукой, тогда как правой (рабочей) разрезала их с помощью острых каменных инструментов. Время от времени она попадала и по зубам, оставляя царапины, которые и указали на ее праворукость.