Новый метаматериал «переключается» между гибким и твердым состояниями — Naked Science

Новый метаматериал «переключается» между гибким и твердым состояниями

Американские ученые продемонстрировали гибкий метаматериал, быстро отвердевающий в магнитном поле. Он может стать основой бронежилетов и роботов будущего.

metamaterial0

Главная особенность метаматериалов — в уникальных свойствах, которые определяются не столько их составом, сколько структурой. Особенно перспективны метаматериалы с необычными оптическими характеристиками, на основе которых могут быть созданы камуфлирующие покрытия нового поколения — вплоть до «плащей-невидимок». Ну а структура, представленная командами Кеннета Лоха (Kenneth Loh) из Калифорнийского университета в Сан-Диего и Кристофера Спадачини (Christopher Spadaccini) из Ливерморской национальной лаборатории, может найти применение в робототехнике и бронезащите.

В статье, опубликованной в журнале Science Advances, ученые описывают ее как новый класс структур — «реагирующие на поля механические метаматериалы» (Field Responsive Mechanical Metamaterials, FRMM). Структура представляет собой сеть распечатанных на 3D-принтере гибких пластиковых микротрубок по пять миллиметров в длину, заполненных взвесью частиц железа в вязком масле. Эта жидкость сама по себе достаточно текуча, и в нормальных условиях метаматериал остается гибким. Однако при приложении достаточного внешнего магнитного поля частицы железа выстраиваются вдоль его силовых линий, придавая структуре жесткость.

Для инъекции магнетореологической жидкости ученые использовали установку для микростереолитографии / ©Christopher Spadaccini, LLNL

В экспериментах приближение такой ячейки к электромагниту с восьми до одного сантиметра повышало ее жесткость на 62 процента. Возможно, в будущем такие структуры позволят создавать гибкие бронежилеты и гибких роботов, которые в случае необходимости будут моментально становиться твердыми под действием включившегося магнитного поля.

В России впервые в мире зарегистрировали вакцину от коронавируса, но, кажется, этому никто не рад. Многие пишут, что так быстро медицинские средства выпускать нельзя – они не успеют пройти все проверки. Иные оценивают это как «большой эксперимент на людях». Утверждается, что еще до третьей фазы клинических испытаний Спутник-V введут миллионам российских граждан – в ближайший месяц. Сообщают, что у новой вакцины очень много побочных реакций, а вот защитных антител она, якобы, дает мало. Каждый из этих тезисов в той или иной степени неверен. Впрочем, это вовсе не значит, что вакцина обязательно работает. Попробуем разобраться, как все обстоит на самом деле.